МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Церковь и Интернет

Понтификальный Совет по средствам массовой коммуникации

I. Вступление

II.Возможности и задачи

III.Рекомендации и заключения


I. Вступление

1. Интерес Церкви по отношению к Интернету является особым выражением ее давнего интереса по отношению к средствам массовой коммуникации. Рассматривая их как результат исторического развития науки, с помощью которого человечество «двигается все дальше и дальше, раскрывая сокрытые во всем творении возможности и ценности 1, Церковь часто выражала свое убеждение в том, что они, говоря словами Второго Ватиканского Собора, являются «поразительными техническими изобретениями»2, которые уже сейчас очень помогают людям в их нуждах и могут стать еще более полезными.

Таким образом, Церковь приняла по существу положительное отношение к средствам массовой информации.3 Даже осуждая серьезные злоупотребления в своих документах, Понтификальный Совет по средствам массовой коммуникации старался разъяснить, что «когда со стороны Церкви звучит лишь критика …этого недостаточно и это неуместно». 4.

Цитируя энциклику Папы Пия XII «Miranda Prorsus» от 1957 года, Пастырская Инструкция по средствам массовой коммуникации «Communio et Progressio», опубликованная в 1971 году, подчеркивает, что «Церковь рассматривает эти средства как ‘дары Божьи’, которые, в соответствии с Его замыслом и провидением, объединяют людей в братстве и таким образом помогают им соучаствовать в Его плане спасения»5. Это остается нашей точкой зрения, и в согласии с ней мы также смотрим на Интернет.

2. В понимании Церкви, история человеческого общения подобна длительному путешествию, которое человечество совершило «от вызванного гордыней замысла создания Вавилонской Башни, глубокого смятения и взаимного непонимания, которые стали следствием этого (Бт 11, 1-9) к Пятидесятнице и дару языков: восстановлению общения, центром которого по действию Духа Святого является Иисус» 6. В жизни, смерти и Воскресении Христа, «общение между людьми обрело свой наивысший идеал и наилучший пример в Боге, ставшем Человеком и Братом» 7.

Современные средства массовой коммуникации являются культурными факторами, играющими в этой истории свою роль. Как отмечает Второй Ватиканский Собор, «хотя земной прогресс следует старательно отличать от возрастания Царства Христова», все же «он все же имеет немалое значение для Царства Божия, поскольку может помочь лучшему устроению человеческого общества» 8. Размышляя в свете этого о средствах массовой коммуникации, мы видим, что они «весьма способствуют возрастанию и обогащению сознания людей, а также распространению и укреплению Царства Божия»9.

Сегодня это особенно применимо к Интернету, который помогает проводить революционные изменения в коммерции, образовании, политике, журналистике, межнациональных и межкультурных отношениях - изменения, затрагивающие не только то, как люди общаются, но и то, как они понимают свою жизнь. В документе, сопутствующем этому - «Этика в Интернете» - мы обсуждаем эти вопросы с этической стороны10. Здесь же мы рассматриваем связь Интернета с религией, особенно с Католической Церковью.

3. По отношению к средствам связи Церковь преследует двоякую цель. С одной стороны она стремится содействовать их правильному развитию и полезному использованию ради человеческого прогресса, справедливости и мира, ради того, чтобы общество на местном и национальном уровне и на уровне сообщества в целом строилось исходя из общего блага и в духе солидарности. Учитывая огромную значимость средств массовой коммуникаций, Церковь ищет «честного и уважительного диалога с теми, кто несет ответственность за коммуникационные средства» - диалога, касающегося прежде всего определения политики в области средств коммуникации.11 «Со стороны Церкви этот диалог прежде всего заключается в попытках понять эти средства, - их цели, принципы действия, формы и виды, внутреннее устройство и внешнюю форму для того, чтобы поддерживать и вдохновлять тех, чей труд связан со средствами массовой коммуникации. Это сочуственное понимание и поддержка служат основой, благодаря которой становится возможным выдвигать осмысленные предложения по устранению препятствий на пути развития человека и провозглашения Евангелия».12

Но забота Церкви также касается и средств коммуникации, используемых в Церкви и Церковью. Их использование есть нечто большее, чем простое совершенствование технических навыков, ибо оно «имеет свое начало в общении любви между Божественными Лицами и в Их общении с нами», в понимании того, что это Троичное общение «достигает человечества: Сын есть Слово, вечно ‘произносимое’ Отцом, и во Иисусе Христе и через Него, Сына и Слово Воплощенное, Бог сообщает Себя и Свое спасение женщинам и мужчинам».13

Господь продолжает общаться с человечеством посредством Церкви, носительницы и хранительницы Его Откровения, живому учительному служению которой и только ему Он вверил задачу подлинного толкования Своего Слова.14 Более того, Церковь сама есть Communio, общение людей и евхаристических общин, произрастающее из Троичного Общения и отражающих его - 15 поэтому общение принадлежит к самой сущности Церкви. По этой причине, более чем по любой иной, «то, как Церковь использует средства коммуникации должно служить примером, отражая высочайшие стандарты правдивости, ответственности, чуткости к человеческим правам, и и других подобных принципов и норм».16

4. Три десятилетия назад в «Communio et Progressio» отмечалось, что «современные средства коммуникации предлагают новые пути, позволяющие представить людям Евангельскую Весть» 17 Папа Павел VI говорил, что Церковь «будет чувствовать себя виновной перед Богом», если она сумеет использовать эти средства для дела евангелизации. 18 Папа Иоанн Павел II назвал коммуникационные средства «важнейшим Ареопагом современности» и заявил, что «недостаточно просто использовать их для распространения христианской вести, послания и подлинного учения Церкви. Необходимо также привнести саму эту весть в «новую культуру», созданную современными средствами коммуникации».19 С каждым днем эта задача приобретает все большую значимость, так как средства коммуникации не только сильно влияют на то, что люди думают о жизни, но, в значительной степени, «сам человеческий опыт есть опыт коммуникации» 20

Все это применимо к Интернету. И даже если мир средств массовой коммуникации «может иногда выглядеть трудно совместимым с христианской вестью, он при этом предоставляет уникальные возможности для провозглашения всей человеческой семье спасительной истины Христовой. Подумайте… о положительных возможностях Интернета, благодаря которым религиозная информация и учение веры могут преодолеть все границы и барьеры. Такая огромная аудитория была бы за пределами самого смелого воображения тех, кто проповедовал Евангелие до нас… Католикам не следует бояться открывать Христу двери средств массовой коммуникации, чтобы Его Благая Весть могла возвещаться с кровлей всего мира» 21


II. Возможности и задачи

5. «Использование коммуникаций Церковью и в Церкви - это, по сути, распространение Благой Вести Иисуса Христа. Это провозглашение Евангелия, как пророческого и освобождающего слова, обращенного к мужчинам и женщинам нашего времени; это свидетельство божественной истины и вечного предназначения личности человека перед лицом полной секуляризации; это направленное против конфликтов и разобщения свидетельство справедливости и общения народов, наций и культур, даваемое в единстве со всеми верующими».22

Поскольку провозглашение Благой Вести людям, воспитанным в культуре массовой информации, требует чтобы внимательно учитывались специфические особенности самих средств массовой коммуникации, Церковь нуждается в том, чтобы понять сущность Интернета. Это необходимо как для эффективного общения Церкви с людьми - особенно с представителями молодежи - глубоко вовлеченными в использование этой новой технологии, так и для того, чтобы Церковь сама могла успешно пользоваться ею.

Средства массовой коммуникации, с точки зрения, религии имеют множество благоприятных сторон и полезных особенностей:

«Они доносят до людей информацию о событиях, идеях и личностях мира религии; они являются проводниками евангелизации и катехизации. День за днем они служат источником вдохновения, поддержки и молитвенных возможностей для людей, проводящих много времени в своих домах и учреждениях».23 Помимо этого, существуют и некоторые другие преимущества, свойственные в большей или меньшей степени именно Интернету.. Он предоставляет прямой и мгновенный доступ к важным духовным и религиозным ресурсам: к известным библиотекам, музеям, и местам богослужений; к документам Учительства Церкви, к писаниям ее Отцов и Учителей и к наследию религиозной мудрости различных эпох. Интернет обладает замечательной возможностью преодолевать расстояния и информационные барьеры, объединяя единомысленных людей доброй воли в виртуальные общины веры для взаимной поддержки и помощи. Церковь может осуществлять немаловажное служение как католикам, так и не-католикам, осуществляя отбор и передачу информации посредством Интернета.

Использование Интернета уместно во многих видах деятельности и программах Церкви - для евангелизации (включая как повторную евангелизацию и новую евангелизацию, и традиционную миссию ad gentes), катехизации и других видов образовательной работы, для сообщения новостей и информации, в целях апологетической, управленческой и административной работы, в некоторых формах пастырского консультирования и духовного руководства. Хотя виртуальная реальность киберпространства не может заменить реальную общину, в жизни которой воплощаются Таинства и литургия, как и непосредственное провозглашение Евангелия, она может дополнить их, привлечь людей к более полному переживанию жизни в вере, обогатить религиозную жизнь пользователей сети. Она также предоставляет Церкви средства общения с отдельными группами людей - с молодежью и молодыми родителями, пожилыми людьми и теми, кому трудно покидать свое жилище, с теми, кто живет в отдаленных районах, членами других религиозных объединений - с которыми в ином случае было бы трудно поддерживать связь.

Все больше приходов, епархий, религиозных конгрегаций, связанных с Церковью учреждений, програм и разнообразных организаций эффективно использует Интернет для этих и других целей. Творческие проекты, поддерживаемые Церковью, реализуются во многих местах на национальном и региональном уровнях. Святой Престол в течение нескольких лет был активен в этой области и продолжает расширять и развивать свое присутствие в Интернете. Мы призываем связанные с церковью группы, которые еще не предприняли шаги к тому, чтобы вступить в киберпространство, чтобы они изыскали возможность сделать это как можно скорее. Мы настоятельно рекомендуем тем, кто уже имеет опыт использования Интернета и тем, кто только начинает знакомство с ним, обмениваться идеями и информацией в этой области.

6. Церкви также необходимо понимать и использовать Интернет как средство для внутреннего общения. Это требует ясного осознания его специфических особенностей, как прямого, мгновенного, интерактивного и ожидающего активного участия пользователя средства связи.

Уже сейчас двусторонняя интерактивность в Интернете размывает прежние различия между теми, кто сообщает информацию, и теми, кто ее получает,24 создавая среду, в которой, пользователь делать и то, и другое, или хотя бы имеет такую возможность. Это не односторонняя общение сверху вниз, которое имело место раньше. Поскольку все больше и больше людей знакомится с этой чертой Интернета в других сферах своей жизни, можно ожидать, что они попытаются применить ее и в отношении религии и Церкви.

Хотя эта технология и нова, сама идея возникла давно. Второй Ватиканский Собор говорит членам Церкви, что им следует донести до пастырей «свои потребности и пожелания с той свободой о доверием, которые подобают детям Божиим и братьям Христа». Действительно, в соответствии с уровнем своих знаний, компетентности и положения, верующие не только могут, но иногда и должны «выражать свое суждение о том, что касается блага Церкви».25 В пастырской инструкции «Communio et Progressio» отмечено, что Церкви, как «живому организму», «нужно общественное мнение, чтобы поддерживать взаимное сотрудничество между ее членами».26 Хотя истины веры «не оставляют места для произвольных толкований», пастырская инструкция говорит о «необъятном пространстве для выражения своего мения членами Церкви».27

Схожие идеи выражены в Кодексе Канонического Права 28 и в последних документах Понтификального Совета по средствам массовой коммуникации 29. «Aetatis Novae» называет двустороннее общение и общественное мнение «одним из путей к реализации Церкви как общения - communio - в конкретной форме» 30 Документ «Этика в области коммуникаций» утверждает: «Двусторонний обмен информацией и взглядами между пастырями и верующими, свобода самовыраженя, подчиненная благополучию общины и признающая роль Учительства Церкви в достижении этого благополучия, а также ответственное общественное мнение - являются важными выражениями «фундаментального права на получение информации и ведение диалога внутри Церкви».31 Интернет предоставляет эффективные технические пути реализации этого воззрения.

Итак, Интернет - это инструмент, который можно творчески использовать в различных областях церковного управления. Помимо тех возможностей для выражения общественного мнения, которые он предоставляет, мы также имеем в виду применение его для консультаций с экспертами, подготовки встреч, осуществления сотрудничества внутри отдельных Церквей и религиозных учреждений и их сотрудничества друг с другом на местном, национальном и международном уровнях.

7. Еще одной сферой возможностей и потребностей являются образование и обучение. «Сегодня все нуждаются в какой-либо форме непрерывного образования в области средств массовой коммуникации - в виде самообразования или участия в организованных образовательных программ, или в виде сочетания обоих способов. Образование в области средств массовой коммуникации дает людям не просто технические навыки, но и формирует в них хороший вкус и умение выносить верные моральные суждения, что является одним из аспектов воспитания совести. Церкви следует осуществлять обучение такого рода посредством своих школ и образовательных программ».32

Образование и подготовка в том, что касается Интернета, должны быть частью целостной программы обучения в области средств массовой коммуникации, доступной для членов Церкви. Насколько это возможно, пастырское планирование в области средств массовой коммуникации, должно включать заботу о внедрении такого обучения в подготовку семинаристов, священников, монашествующих, и участвующих в пастырском попечении мирян, а также и в подготовку учителей, родителей и студентов.33

Молодые люди особенно нуждаются в обучении позволяющем им «не только оставаться хорошими христианами, когда они получают информацию .. но активно использовать те возможности общения, которые заключены в современных средствах коммуникации… … Таким образом, молодые люди станут истинными представителями начавшейся эпохи массовых коммуникаций»34 - эпохи, в которой средства коммуникации рассматриваются как «часть еще развивающейся культуры, все значение которой пока еще недостаточно понято» 35 Обучение использованию Интернета и других новых технологий, таким образом, включает в себя больше, чем приобретение технических знаний. Молодые люди должны научиться правильно действовать в киберпространстве, в согласии с четкими моральными нормами выносить суждения о том, что они находят там, и использовать новую технологию для своего всестороннего развития и во благо других людей.

8. Интернет также ставит перед Церковью особые проблемы, помимо вопросов общего характера, рассмотренных в документе «Этика в Интернете», сопровождающем настоящий документ. 36 Рассматривая положительные моменты использования Интернета, необходимо учитывать и отрицательные его стороны.

Но весьма глубоком уровне «мир средств массовой коммуникации иногда может показаться безразличным и даже враждебным по отношению к христианской вере и морали. Отчасти это происходит из-за того, что культура средств массовой информации очень сильно насыщена типичным подходом постмодернизма, согласно которому единственной абсолютной истиной является то, что не существует абсолютной истины или, если она и есть, то она недосягаема для человеческого разума и, следовательно, неважна»..37

Среди специфических проблем, связанных с Интернетом, - и существование сайтов, пропагандирующих ненавить, распространяющих клевету и агрессию в отношении религиозных и этнических групп. Некоторые из них нацелены на Католическую Церковь. Подобно порнографии и пропаганде насилия в средствах массовой информации, такого рода сайты в Интернете являются «отражением темной стороны человеческой природы, запятнанной грехом».38 И, хотя уважение к свободе самовыражения может требовать терпимого отношения даже к голосу, выражающему ненависть, пока он не превысил определенной меры, все же внутренние нормы интернет-индустрии - а, когда необходимо, то и государственные власти - должны установить разумные пределы тому, что дозволено говорить, и требовать их соблюдения.

Быстрый рост количества сайтов, которые называют себя католическими, создает проблему другого рода. Как мы уже отмечали, различные группы, связанные с Церковью должны творчески присутствовать в Интернете; также и хорошо иформированные и мотивированные отдельные люди и неофициальные группы, действующие по собственной инициативе, имеют полное право на такое присутствие. Но вводит в смущение, если не сказать больше, когда не проводится различие между странными доктринальными мнениями, сомнительными религиозными практиками, идеологической пропагандой, которые распространяют под названием «католических» и подлинными взглядами Церкви. Ниже мы предложим подход к решению этой проблемы.

9. Многие другие вопросы все еще требуют серьезного размышления. В их отношении мы призываем к продолжительным исследованиям и к изучению всего, связанного с ними, включая и «развитие антропологии и богословия коммуникации»39. Разумеется, наряду с такими исследованиями может и должно осуществляться и положительное пастырское планирование в области использования Интернета.

Одна из областей возможного научного исследования должна рассмотреть возможность того, что огромный выбор продукции и услуг, существующий в Интернете, может оказать недолжный эффект и в религиозной области, поддерживая в пользователях «потребительское» отношение к вере. Существуют данные, указывающие на то, что некоторые посетители религиозных сайтов могут избирательно пользоваться лишь отдельными частями содержащейся там информации, удовлетворяющими их личные вкусы - подобно тому, как покупатель выбирает в магазине нужные ему товары. «Тенденция со стороны некоторой части католиков быть избирательными в своей приверженности» учению Церкви - является признанной проблемой во многих других случаях; 41 необходимо больше информации, позволяющей уяснить, усугубляет ли Интернет эту проблему, и если да, то до какой степений.

Подобно этому и виртуальная реальность киберпространства, как уже было замечено выше, оказывает вызывающее беспокойство косвенное влияние на религиозную и иные сферы жизни. Виртуальная реальность не является заменой истинного присутствия Христа в Евхаристии, сакраментальной реальности других Таинств и участия в совместном богослужении живой общины верующих. В Интернете нет Таинств, и даже тот религиозный опыт, который, по благодати Божией, возможен там, будет неполным без общения с другими верующими в реальном мире. Это - другой аспект, который требует изучения и размышления. В то же время в пастырском планированнии следует позаботиться о том, как вести людей от киберпространства к реальной общине и как, благодаря обучению и катехизации, Интернет мог бы впоследствии быть использован для поддержания и обогащения их в их христианском призвании.


III. Рекомендации и заключение

10. Верующие люди, как представители многочисленной аудитории Интернета, имеющие, как и прочие, свои собственные законные интересы, хотят быть частью того процесса, который задает направление будущего развития этого средства коммуникации. Само собой разумеется, что иногда это будет требовать от них изменения их собственного образа мыслей и действия.

Также очень важно, чтобы люди на всех уровнях Церкви творчески использовали Интернет, содействуя ей в осуществлении ее миссии и выполняя свои христианские обязанности. В виду многих положительных возможностей Интернета, по отношению к нему недопустима робкая нерешительность, вызванная боязнью технологии или какими-нибудь иными причинами. «Методы содействующие диалогу и общению между членами [Церкви] могут укрепить узы единства между ними. Мгновенный доступ к информации позволяет ей углубить ее диалог с современным миром…. Церковь сможет с большей легкостью сообщать миру о своих взглядах и разъяснять собственную позицию в отношении любых проблем и событий. Ей также будет легче услышать голос общественного мнения и входить в продолжительные дискуссии с окружающим ее миром, таким образом более непосредственно приобщаясь к совместному поиску решения множества насущных проблем человечества». 42

11. Завершая эти размышления, хочется выразить слова поддержки некоторым конкретным группам людей - руководителям Церкви, участникам пастырской работы, педагогам, родителям и особенно молодежи.

Руководителям Церкви: Людям, занимающим руководящие посты во всех частях Церкви, необходимо должным образом использовать средства массовой коммуникации, понимать их и применять это понимание при создании пастырских планов, равно как и при определении политики и осуществлении конкретных программ и действий в этой области. 43 Им следует, если необходимо, самим получить образование в области средств массовой коммуникации, - действительно, «те, кто занимает руководящие посты в Церкви и действует от ее имени будут лучше служить ей, если среди них будет больше имеющих подготовку в области коммуникации». 44

Это относится к Интернету в той же степени, что и к более традиционным средствам коммуникации. Церковные руководители обязаны использовать «весь потенциал компьютерного века для служения земному и вечному призванию каждого человека, воздавая таким образом славу Отцу, от которого исходит все благое».45 Им следует пользоваться этим выдающимся изобретением в различных областях миссии Церкви, в то же время исследуя возможности осуществления экуменического и межрелигиозного сотрудничества при его использовании.

Как мы видели, особой проблемой, связанной с Интернетом, явлется быстрый, иногда приводящий в смущение, рост числа неофициальных сайтов, называющих себя «католическими». Могла бы быть полезной система добровольной сертификации на местном и национальном уровнях под руководством Учительства Церкви в отношении материалов специфически доктринального или катехетического характера. Основная мысль заключается в том, чтобы не навязывать пользователям Интернета цензуру, а предложить им надежные указания на то, что отражает подлинную позицию Церкви.

Участникам пастырской работы: Священники, дьяконы, монашествующие и миряне, участвующие в пастырской работе, должны иметь образование в области средств массовой коммуникации, которое бы помогло им лучше понять воздействие этих средств на отдельных людей и на общество, и обучиться способу общения, который учитывает интересы и приоритеты восприятия людей, принадлежащих к культуре массовой информации. Сегодня такое образование, несомненно, включает требует обучение основам Интернета, в том числе и его применения в их работе. Им также могут принести пользу интернет-сайты, предлагающие знакомство с новыми достижениями в области теологии и с пастырскими рекомендациями.

Что касается представителей Церкви, чья деятельность непосредственно связана со средствами массовой коммуникации, то вполне очевидно, что профессиональная подготовка им просто необходима. Но помимо этого они нуждаются также в подготовке вероучительной и духовной, поскольку «чтобы свидетельствовать о Христе требуется встретиться с Ним самому и возрастать в общении с Ним через молитву, Евхаристию и Таинство примирения, через чтение Слова Божьего и размышление над ним, через изучение христианской доктрины и через служение другим».46

Педагогам и катехизаторам: В Пастырской инструкции «Communio et Progressio» упоминается о «неотложном долге» католических школ готовить как тех, кто сообщает информацию, так и ее получателей в согласии с соответствующими христианскими принципами. 47 Это указание повторялось неоднократно. В век Интернета, с присущей ему огромной аудиторией и с его возможностями влиять на нее, оно еще более актуально, чем когда-либо.

Католические университеты, колледжи, школы и образовательные программы на всех уровнях должны подготовить курсы для различных групп - «семинаристов, священников, монашествующих, и участвующих в пастырском попечении мирян … учителей, родителей и студентов» 48, а также предложить специализированное обучение коммуникационным технологиям, менеджменту, этике и коммуникационной политике всем, кто готовится к профессиональной работе в сфере массовой коммуникации и на должностях, связанных с принятием решений, включая и тех, кто работает в этой области для Церкви. Более того, мы вверяем проблемы и вопросы, упомянутые выше, вниманию ученых и исследователей соответствующих специальностей в католических высших учебных заведениях.

Родителям: Ради своих детей и ради самих себя родители должны «научиться быть разборчивыми зрителями, слушателями и читателями, служа в своем доме примером благоразумного использование средств коммуникации».49 Что касается Интернета, то дети и молодежь зачастую лучше знакомы с ним, чем их родители, но родители имеют серьезную обязанность наблюдать за тем, как дети пользуются этим средством и направлять их в этом. 50 Если для этого необходимо больше узнать об Интернете, то это послужит только во благо.

Родительский надзор, если это технически и материально возможно, должен включать использование технологий по отбору информации на компьютерах, к которым имеют доступ дети - с тем, чтобы, насколько это только возможно, защитить их от порнографии, сексуальных домогательств, и других опасностей. Нельзя позволять бесконтрольно пользоваться Интернетом. Родители и дети должны вместе обсуждать то, что они видят и переживают в киберпространстве; будет полезно и общение на эту тему с другими семьями, которые разделют те же ценности и заботы. Существенный долг родителей состоит в том, чтобы помочь детям стать разборчивыми и ответственными пользователями, а не рабами Интернета, пренебрегающими общением с себе подобными и с природой в целом.

Детям и молодежи: Интернет - это дверь, открывающаяся в чарующий и захватывающий мир с сильным воспитательным влиянием. Но не все по ту сторону двери безопасно, благотворно и истинно. «Дети и молодые люди должны быть открыты к воспитанию в области средств коммуникации, избегая легкого пути некритичного пассивного восприятия, противостоя влиянию сверстников и коммерческой эксплуатации».51 Обязанность молодежи перед ней самой, перед своими родителями, семьями, друзьями, пастырями, учителями и, в конечном счете, перед Богом - использовать Интернет правильно.

Интернет необычайно рано предоставляет молодым людям огромные возможности творить добро или зло по отношению к себе или другим. Он может обогатить их жизнь так, как не могли и мечтать предыдущие поколения, и позволить, в свою очередь, обогатить жизнь других. Он также может окунуть их в потребительство, порнографические и основанные на насилии фантазии, привести к патологической изоляции от других.

Как часто говорилось, молодые люди - будущее общества и Церкви. Благотворное использование Интернета поможет подготовить их к к ответственному исполнению их обязанностей как перед обществом, так и перед Церковью. Но это не произойдет само собой. Интернет - не просто средство развлечения и получения удовольствия. Это инструмент для выполнения полезной работы, и молодые люди должны научиться видеть и использовать его именно так. В киберпространстве, не менее, чем везде, можно призвать их идти против течения, противостоять массовой культуре, даже переносить гонения ради того, что правильно и хорошо.

12. Всем людям доброй воли: Теперь мы, наконец, хотели бы упомянуть о некоторых добродетелях, которые должен культивировать каждый желающий благотворно использовать Интернет. Осуществление этих добродетелей должно быть основано на реалистической оценке представленной в Интернет информации, руководствуясь такой оценкой.

Благоразумие необходимо для того, чтобы четко различать возможные последствия - благие и вредные - использования этого нового средства и творчески отвечать на предлагаемые им возможности и задачи.

Справедливость необходима, особенно справедливость, побуждающая трудиться ради преодоления «электронной дискриминации» - пропасти, существующей в современном мире между теми, кто в изобилии имеет доступ к информации и тем, кто ее лишен. 52 Это требует приверженности к общему благу на международном уровне не меньше, чем «глобализации солидарности».53

Стойкость и мужество также необходимы. Это подразумевает обязанность защищать правду перед лицом религиозного и морального релятивизма; стоять за альтруизм и щедрость перед лицом индивидуалистического потребительства; за приличия - перед лицом чувственности и греха.

Требуется также и умеренность - самоконтроль в работе с Интернетом, этим замечательным технологическим инструментом, необходимый для того, чтобы использовать его мудро и лишь во благо.

Размышляя об Интернете, так же как и обо всех других средствах массовой коммуникации, мы вспоминаем, что Христос - «совершенный образец общения»54 - норма и пример для подхода Церкви к процессу коммуникации, так же как к содержанию того, что Церковь обязана сообщать. «Пусть католики, вовлеченные в мир массовых коммуникаций, еще отважнее проповедуют истину Иисуса с кровлей, чтобы все мужчины и женщины могли услышать о любви, которая есть средоточие сообщения нам Богом Самого Себя в Иисусе Христе, который вчера, ныне и во веки тот же».55

Ватикан, 22 февраля, 2002 года, В торжество Кафедры Св. Петра Апостола.

Джон П.Фоли

Президент

Пьерфранко Пасторе

Секретарь

--------------------------------------------------------------------------------

Текст подготовлен Александром Труновым, Алексеем Мотовиловым (Agnuz), при участии Павла Парфентьева.

Под руководством ординария Римско-Католической Церкви в Узбекистане о. Кшиштофа Кукулки.

--------------------------------------------------------------------------------

(1) Иоанн Павел II, энциклика «Laborem Exercens», 25; см. II Ватиканский Собор, Пастырская Конституция Церкви в современном мире «Gaudium et Spes», 34.

(2) II Ватиканский Собор, Декрет о средствах массовой коммуникации «Inter Mirifica», 1.

(3) Например, «Inter Mirifica»; послания Папы Павла VI и Папы и Иоанна Павла II по случаю Всемирного дня средств массовой коммуникации; Понтификальный Совет по средствам массовой коммуникации, Пастырская Инструкция «Communio et Progressio», Порнография и насилие в средствах массовой коммуникации: Пастырский ответ, Пастырская Инструкция «Aetatis Novae», «Этика в рекламе», «Этика в средствах массовой коммуникации».

(4) Порнография и насилие в средствах массовой коммуникации, 30.

(5) «Communio et Progressio», 2.

(6) Иоанн Павел II, Послание к 34-му Всемирному дню дня средств массовой коммуникации, 4 июня, 2000 года.

(7) «Communio et Progressio», 10.

(8) II Ватиканский Собор, Пастырская Конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et Spes», 39.

(9) «Inter Mirifica», 2.

(10) Понтификальный совет по средствам массовой коммуникации, «Этика в Интернете».

(11) «Aetatis Novae», 8.

(12) см. выше

(13) «Этика в средствах массовой коммуникации», 3.

(14) см. II Ватиканский Собор, Догматическая Конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum», 10.

(15) «Aetatis Novae», 10.

(16) «Этика в средствах массовой коммуникации», 26.

(17) «Communio et Progressio», 128.

(18) Апостольское обращение «Evangelii Nuntiandi», 45.

(19) Энциклика «Redemptoris Missio», 37.

(20) «Aetatis Novae», 2.

(21) Иоанн Павел II, Послание к 35-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 3, 27.05. 2001 года.

(22) «Aetatis Novae», 9.

(23) «Этика в средствах массовой коммуникации», 11

(24) см. «Communio et Progressio», 15.

(25) Догматическая Конституция о Церкви «Lumen Gentium», 37.

(26) «Communio et Progressio», 116.

(27) см. выше 117.

(28) см. Канон 212.2, 213.3

(29) см. «Aetatis Novae», 10; «Этика в средствах массовой коммуникации», 26.

(30) «Aetatis Novae», 10.

(31) «Этика в средствах массовой коммуникации», 26.

(32) «Этика в средствах массовой коммуникации», 25.

(33) «Aetatis Novae», 28.

(34) «Communio et Progressio», 107.

(35) Иоанн Павел II, Послание к 24-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 1990

(36) см. «Этика в Интернете».

(37) Иоанн Павел II, Послание к 35-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 3.

(38) «Порнография и насилие в средствах масс-медиа», 7.

(39) «Aetatis Novae», 8.

(40) см. Иоанн Павел II, Апостольское послание «Novo Millennio Ineunte», 39.

(41) см. Иоанна Павел II, Обращение к епископам Соединенных Штатов Америки, 5, Лос-Анджелес, 16 сентября, 1987 год.

(42) Иоанн Павел II, Послание к 24-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 1990 год.

(43) см. «Aetatis Novae», 22-33.

(44) «Этика в средствах массовой коммуникации», 26.

(45) Послание к 24-му Всемирному дню средств массовой коммуникации.

(46) Послание к 34-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 2000 год.

(47) «Communio et Progressio», 107.

(48) «Aetatis Novae», 28.

(49) «Этика в средствах массовой коммуникации», 25.

(50) см. Иоанн Павел II, Постсинодальное Апостольское обращение «Familiaris Consortio», 76.

(51) «Этика в средствах массовой коммуникации», 25.

(52) см. «Этика в Интернете», 10, 17.

(53) Иоанн Павел II, Обращение к Генеральному секретарю ООН и Административному комитету по координации ООН, 2, 7 апреля, 2000 года.

(54) «Communio et Progressio», 11.

(55) Послание к 35-му Всемирному дню средств массовой коммуникации, 4.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика