МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Гартфельд Г. Психотерапия и душепопечительство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая
1. Является ли психология вспомогательной наукой в пастырской деятельности?
1.1 Поиски определения

1.2 Поиски модели
1.2.1 Сциентистская модель
1.2.2 Редукционистская модель
1.2.3 Дуалистическая модель
1.2.4 Библицистская модель
1.2.5 Интеграционистская модель
1.2.6 Модель „пастырской психологии" Виллема Аувенила (Willem Ouweneel)

1.3 Поиски аргументов в пользу „Пастырской Психологии"
1.3.1 Пример из опыта душепопечительства
1.3.2 Различные теории психотерапии, их представления о человеческой личности и аргументы в пользу „христианской психотерапии"
1.3.2.1 Бихевиоризм versus клинической пасторской заботы
1.3.2.1.1 Бихевиоризм – поведенческая психология
1.3.2.1.2 Бихевиоральная, то есть Поведенческая терапия
(1) Аверсивная терапия
(2) Жетонная система
(3) Иерархизация
(4) Контр-обусловливание
(5) Мысленный стоп
(6) Обучение на моделях
(7) Обучение способам подкрепления
(8) Поэтапное подкрепление
(9) Само подкрепление
(10) Самоконтроль
(11) Самоинструкция
(12) Скрытое подкрепление
(13) Систематическая десенсибилизация
(14) Тренинг самоутверждения
(15) Условно-рефлекторная терапия
(16) Целенаправленное подкрепление
(17) Штраф

1.3.2.2 Гуманистическая психология и душепопечительство
1.3.2.3 Психоанализ и душепопечительство
1.3.2.4 Аналитическая психология и душепопечительство
1.3.2.4.1 Краткий обзор жизни и деятельности Карла Густава Юнга
1.3.2.4.2 Основные концепты аналитической терапии

1.3.2.5 Индивидуальная психология Альфреда Адлера и душепопечительство
1.3.2.5.1 Адлер как человек
1.3.2.5.2 Адлер разрывает свои отношения с Фрейдом
1.3.2.5.3 Адлеровская психотерапия
1.3.2.5.4 Индивидуальная психотерапия и душепопечительство
1.3.2.6 Гештальт-терапия и душепопечительство
1.3.2.6.1 История и цель гештальт терапии
1.3.2.6.2 Постулаты гештальт-терапии
1.3.2.6.3 Психотерапевтический процесс
1.3.2.6.4 Феноменологическая психология: её влияние на возникновения гештальт-терапии
1.3.2.6.5 Гештальт душепопечительство
1.3.2.7 Экзистенциальная психотерапия и душепопечительство
1.3.2.7.1 Психотерапевтический процесс в соответствии его описания Римантас Кочюнас и Галиной Сартан
1.3.2.7.2 Краткий анализ экзистенциальной психотерапии и душепопечительство
1.3.5 Христианская модель психотерапии
1.3.6 Пасторская психология
1.3.7 Аргументы в пользу религиопсихологии
1.3.8 Предшественники „пасторской психологии"
1.4 Обобщение

2 Основа христианской психологии
2.1 Поиски аргументов в пользу философского труда
2.2 Учение о человеке согласно Willem Ouweneel
2.2.1 Аспекты и структуры
2.2.2 Пять человеческих структур
2.2.3 "Актовая жизнь"
2.3 Единство человека.
2.3.1 "Я" человека.
2.3.2 Личность.
2.4 ХРИСТИАНСТВО И МАТЕРИАЛИЗМ
2.4.1 "Я" и материя.
2.4.2 Дух и тело
2.5 Психологические познания.
2.5.1 Предпосылки познания.
2.5.2 Место психологии

3 АНОМАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
3.1 Аномальное поведение.
3.1.1 Нормы анормального поведения
3.1.2 Объяснение анормального поведения
3.1.3 Психически больной
3.2 Формы ментальных расстройств
3.2.1 Обзор симптомов
3.2.2 Ментально нарушенное или расстроенное состояние.
3.3 Ментальные терапии
3.3.1 Обзор терапии
3.3.2. Помогает ли психотерапия?
4 Христианин и психотерапия.
4.1 Светская и христианская терапии
4.2 Клиническое пастырское душепопечительство
4.2.1 Хороший терапевт
4.2.2 Основа душепопечительства (основной план душепопечительства)
4.2.3 Душепопечительская атмосфера
4.3 Пастор как душепопечитель
4.3.1 Душепопечительство как возвещение Слова Божьего
4.3.3 Душепопечительство в «приемные часы»
4.3.4 Душепопечительство как «воспитание общины»
4.3.5 «Воспитание общины» это душепопечительство общины
4.3.6 Какие задачи душепопечительства общины
4.3.6.1 Особенная ответственность пресвитеров
4.3.6.2 Всеобщая ответственность каждого члена общины
4.3.6.3 Регулярное посещение собраний важно
4.3.7 Какие цели мы должны видеть
4.3.7.1 Все мы несем ответственность!
4.3.7.2 Возвращение оступившихся христиан
4.3.7.3 Главная цель – примирение!
4.3.7.4. Мы находимся здесь для людей!
4.3.7.5 Вопрос доверия
4.3.7.6 Авторитет общины
4.3.7.7 Не взирая на лица
4.3.7.8 Здоровье общины
4.3.7.9. Нормальное отношение это предпосылка всякого душе попечительства
4.3.7.10 Наставления требуют усилий
4.4 Три инстанции
4.4.1 Первая инстанция: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним»
4.4.2 Вторая инстанция: «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»
4.4.3 Третья инстанция: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»
4.4.4 «То да будет он тебе, как язычник и мытарь». Что обозначает это указание? Что же подразумевал под этим Иисус?
4.4.5 Как могло бы это выглядеть на практике
4.4.5.1 Начать в маленьких ячейках
4.4.5.2 Создать атмосферу открытости
4.4.5.3 Грехи и ошибки не должны замалчиваться, но также и не должны легко осуждаться. Должна появиться возможность признать и отказаться от ошибок и грехов.
4.4.5.4 Признание грехов должно быть возможным без ненужной суматохи, без попыток ускорить этот процесс.
4.4.5.5 «Остерегаться» или «удаляться»
4.4.5.6 Жалобы на пресвитеров
4.4.5.7 Поверхностного улучшения недостаточно
4.4.5.8 На первом плане находится мысль о воспитании
4.4.5.9 Сначала речь не идет об исключении
4.4.5.10 Здесь не «праведные» судят «неправедных»
4.4.5.11 Душе попечительство в общине это сеть
4.4.5.12 Это не служение закону
4.4.5.13 Не должно быть духовного высокомерия
4.4.5.14 Холодное сердце – горячая кровь
4.4.5.15. Требуются предупредительные меры
4.5 Из истории душепопечительства
4.5.1 Три теории душепопечительства и их применение
4.5.1.1 Неопротестантская теория специального душепопечительства (cura specialis) и ее взаимосвязанные отношения к всеобщему душеспасительству (cura generalis)
4.5.1.2 Керигматическое душепопечительство
4.5.1.3 Душепопечительство в целом (целостное душепопечительство)
4.5.1.3.1 Происхождение теории целостного душепопечительства
4.5.1.3.2. Проблематичное соотношение: психологическая и теологическая антропология.
4.5.1.3.3 Протестантская пасторальная практика транс моральной этики
4.5.1.3.4 Запросы к представителям "целостного душепопечительства" гомосексуалистов
4.5.1.3.5 Целостное душепопечительство в соответствии с библейской антропологией в церковном окружении
4.5.2 Библейская основа душепопечительства.
4.5.3 Когнитивное душепопечительство Иисуса
4.5.3.1 Определение когнитивного душепопечительства
4.5.3.2 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений без гражданства и неимения профессии
4.5.3.3 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений отсутствия семьи
4.5.3.4 Когнитивное душепопечительство с точки зрения нравственных основоположений на отсутствие собственности
4.5.3.5 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений необеспеченности
4.5.3.6 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений отказа от всяких осуждений
4.5.3.7 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений отсутствия боязни
4.5.3.8 Когнитивное душепопечительство с точки зрения нравственных основоположений приглашения к молитве
4.5.3.9. Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений молитвы "Отче наш"
4.5.3.10 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений
4.5.3.11 Когнитивное душепопечительство Иисуса с точки зрения нравственных основоположений судьбы послания Христа
4.5.4 Педагогическое и терапевтическое душепопечительство Иисуса Христа.
4.5.4.1 Введение в тему
4.5.4.2 Педагогический и терапевтический совет Иисуса и его обострение иудейского основоположения
4.5.4.3 Педагогический и терапевтический совет Иисуса с точки зрения развода и женитьбы (повторной)
4.5.4.4 Педагогический и терапевтический советы Иисуса в отношении отсутствия насилия
4.5.4.5 Педагогический и терапевтический совет относительно золотого правила (Матф.7,12/Лук.6,31)
4.5.4.6 Педагогический и терапевтический совет Иисуса относительно сглаживания исполнительных форм религиозных занятий
4.5.4.7 Педагогический и терапевтический совет Иисуса относительно фарисейской переоценки иудейских исполнительных форм религиозных занятий
4.5.4.8 Педагогический и терапевтический советы Иисуса относительно произвольного фарисейского притупления иудейского морального закона (Матф.23,23)
4.5.4.9 Педагогический и терапевтический совет Иисуса относительно болезненного (одержимого) стремления фарисеев к первенству
4.5.4.10 Педагогический и терапевтический совет Иисуса относительно лицемеров как невидимых земле роющих животных
4.5.4.11 Педагогический и терапевтический совет Иисуса относительно игнорирующих господство Бога (Матф.23,13)
4.5.5 Душепопечитель и верующий, ищущий совета
4.5.5.1 Внутренний настрой душепопечителя к собеседнику
4.5.5.2. Душепопечитель не имеет права ответственность ищущего совета перекладывать за неправильные поступки на родителей, которых отвергло общество и община.
4.5.5.3 Душепопечитель должен стать сопровождающим ищущих и солидарно с клиентами переносить кризисные ситуации.
4.5.5.4 Душепопечитель не должен подразделять просящего помощи как больного и его образ поведения характеризовать как анормальный и вызывающий болезни, от которых он мог бы уклониться, и этим отводит ответственность к изменению
4.5.5.5 Душепопечитель должен пытаться видеть глазами ищущего их проблемы, чтобы четче понять скрытые намерения и тайные желания, так как ищущий помощи сам мог бы сформулировать
о осторожно обращаться с объяснением проблематики ищущих совета. Он должен помогать им самостоятельно вскрывать все возможные взаимосвязи их проблематики и следовать многогранным взаимоотношениям. Таким образом, ищущий становится настоящим партнером и сотрудником душепопечителя
4.5.5.7 Душепопечитель должен сделать обязательными библейские требования как для себя, так и для ищущего. Христианское душепопечительство только там в наличии, где человек видится так, как Иисус Христос и Святое Писание видят его
4.5.5.8 Душепопечитель хочет показать ищущему верный путь посредством наставления, обучения, увещевания и предупреждения
4.5.5.9 Душепопечитель преследует цель, чтобы ищущий в полной мере отвечал за свое ошибочное поведение
4.5.5.10 Душепопечитель на духовном и человеческом уровне противостоит ищущему и хочет ему помочь в связи с Богом и с людьми
4.5.6 Душепопечитель и депрессивные люди, ищущие совета
4.5.6.1 Определение целого ряда подрывных состояний депрессии
4.5.6.2 Формы проявления депрессии.
4.5.6.3 Обобщение форм проявления депрессии
4.5.6.4 Обращение с депрессивными людьми
4.5.6.4.1 Признание в качестве больного
4.5.6.4.2 Нельзя навязывать "рецепты"
4.5.6.4.3 Беспрекословное внимание и эмоциональная теплота
4.5.6.4.4 Никаких "психологических" оценок
4.5.6.4.5 Избегать новых зависимостей
4.5.6.4.6 Настоящее отношение к больному
4.5.6.4.7 Чувства больных выразить словами
4.5.6.4.8 Исследование случая. Крик Иова из глубины
4.5.7 Душепопечительство и проблема синдрома отклонения (непризнания) и отказа. Ощущения непризнания и его последствия
4.5.7.1 Чувство непризнания препятствует здоровому духовному и физическому развитию
4.5.7.2 Без принятия люди чувствуют себя не желаемыми, непризнанными и истязаемыми
4.5.7.3 Без принятия история жизни человека уподобляется истории изгнанника
4.5.7.4 Эта личность живет, так как Христос, с логикой червя
4.5.7.5 Без принятия человек склонен к истерическому поведению.
4.5.8 Душепопечительство и знание принятия.
4.5.8.1 Знание о принятии является сильным христианским убеждением
4.5.8.2 Знание о принятии способствует здоровому духовному и физическому развитию
4.5.8.3 Самопринятие ведет к любви к ближнему (Лев. 19,18)
4.5.9 Душепопечительство и человеческий мозг
4.5.9.1 Мышление оказывает влияние на поведение человека
4.5.9.2 Библейское определение "сердца": почка или внутренности
4.5.9.3 Сердце вырабатывает сырье для человеческих отношений
4.5.9.4 Обобщение (заключение)
4.6 Человек программирует мусор в своем мозгу, соответственно, сердце, и вызывает психо вегетативные нарушения.
4.7 Яркий пример: стресс.

4.8 Душепопечительство и гомосексуальность.
4.8.1 Светское определение гомосексуализма
4.8.2 Библейское определение гомосексуализма
4.8.3 Ветхий Завет и гомосексуализм
4.8.3.1 Бытие 19,5 (ср. книга Судей 19,22)
4.8.3.2 Левит 18,22; 20,13
4.8.4 Новый Завет
4.8.4.1 1Кор. 6,9-11/1Тим.1,9
4.8.4.2 Заключение
4.8.5 Гомосексуальные отношения с психологической точки зрения.
4.8.5.1 Формы гомосексуализма
4.8.5.2 Причинные факторы гомосексуализма.
4.8.5.2.1 Вводные соображения
4.8.5.2.2 Основной фактор
4.8.5.2.3 Невротический (из-за неправильного развития) болезненный фактор
4.8.5.2.4 Обусловленный окружением фактор
4.8.5.2.5 Гомосексуализм как альтернатива гетеросексуализма.
4.8.5.2.6 Заключение
4.8.5.3 Гомосексуальное поведение с терапевтической точки зрения
4.8.5.3.1 Вводные соображения
4.8.5.3.2 Групповая терапия в окружении церкви
4.8.5.3.3 Положительная церковно-догматическая терапия
4.8.5.3.4 Автопсиходрама
4.8.5.3.5 Терапия по Мастерсу и Джонсону

4.8.6 Душепопечительство с  умирающими
4.8.6.1 Причины для страха смерти
4.8.6.1.1 Обусловленные болезнью причины
4.8.6.1.2 Общие причины
4.8.6.1.3 Религиозно мотивированные причины
4.8.6.2 Христианин и страх смерти
4.8.6.3.1 Путем активной подготовки к умиранию
4.8.6.3.1.1 - путем внутренней подготовки
4.8.6.3.1.2. Через внешнюю подготовку
4.8.6.3.1.3 Завещание
4.8.6.3.2 Помощь при умирании
4.8.6.3.2.1 Вопрос о правде у постели больного
4.8.6.3.2.2 Фазы и стадии при умирании
4.8.6.3.2.3 Помощь при умирании – душепопечительство над умирающим
4.8.6.4 Фаза шока
4.8.6.4.1 Контролируемая фаза
4.8.6.4.2 Фаза между «жизнью и смертью»
4.8.6.4.3 Новый поворот к жизни
4.9 Заключение

5. Литература


Любезно прислано автором (очень рад, что имел в своей жизни встречи с автором и имел честь учиться у него, в том числе и по этому предмету)

Герман Гартфельд, пастор, доктор богословия. Герман Гартфельд (Bruhl/Германия) родился и вырос в Омске. Первый раз был арестован в 1962 году (в 20-ти летнем возрасте) за миссионерскую работу  и осужден на пять лет в трудовом лагере. В 1973 году он был арестован уже в третий раз, год спустя эмигрировал на Запад. После получения теологического образования в Западной Европе, Виннипеге, Фресно/Калифорнии он с 1981 года служил пастором в Швейцарии и Германии. С 1999 года вплоть до выхода на пенсию в 2007 году он, доктор теологии, преподавал в “Боннской Библейской семинарии” (BSB), основанной на финансы российских немцев-переселенцев, иммигрировавших в Германию. С момента развала СССР Гартфельд принимает активное участие в развитии системы баптистского богословского образования в России. В начале этого учебного года им был прочитан курс лекций в “Московской богословской семинарии” Российского Союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ).

.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика