МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Гайденко В., Смирнов Г. Западноевропейская наука в средние века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Введение

Характерные черты социокультурной ситуации средневековья

Глава 1. Средневековая "технологическая революция"

Глава 2. Формирование научной культуры средневековья

Принципы научной мышления

Глава 1. Научное мышление и религиозное сознание: противостояние и взаимодействие ценностных установок

Глава 2. Вещная структура теоритеческой онтологии

Глава 3. Схоластическуий идеал знания

Глава 4. Границы средневековой науки (проблемы универсалий)

Средневековая физика

Глава 1. Инвариантные структуры аристотелианской физики

Глава 2. Аристотелевская концепция движения и ее трансформация в средние века

Глава 3. Средневековая динамика

Глава 4. Кинематика: учение об интенсии и ремиссии качества

Заключение

Литература


В книге на фоне широкого социокультурного контекста раскрывается процесс становления и развитя научного знания в средние века. Подробно анализируется формирование стиля научного мышления, показывается преемственность науки средневековья и нового времени. Для специалистов в области истории науки и культуры, логики и методологии научного познания.


Долго бытовавшее мнение о средневековье как о периоде духовного упадка, как бы незаполненном промежутке между культурно значимыми эпохами античности и нового времени начинающегося веком Возрождения, формировалось постепенно, и в эту сугубо отрицательную оценку внесли свою лепту гуманисты эпохи Возрождения, Реформация и просветители. Возрожденческий гуманизм, яростный противник поздней схоластики 15-16 вв., действительно окостеневающей и приходящей в упадок, искал в древних памятниках поэзии, риторики и фолософии утраченной богатство живого латинского языка, классической латыни, которую от противопоставлял языку схоластики, подчеркнем, поздней схоластики, очень бедному и крайне усложненному терминологически. На античных образцах воспитывалось новой видение человека и природы. Века, которые теперь называются средники, предствалялись гуманистам дурным сном, который следует поскорее забыть.
С других позиций, но столь же суровую оценку давала этой эпохе Реформация. С точки зрения реформатских критиков, это было время господства иерархической церковной системы, погрязшей в пороках ,которая способствовала насаждению внешней религиозности и сковывала свободу развития подлинно духовной жизни. Наконец, рационалисты нового времени противопоставили свой век - век Разума - средневековью как времени господства иррационализма, когда вера была провозглашена основой знания.

Издательство НАУКА, 1989 год..

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика