МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Балашов Л. Философия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Для чего нужно изучать философию? 7
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. Что такое философия? 10
1.1. Любовь к мудрости 10
1.2. Предмет и «части» философии 15
1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19
1.4. Практическая философия
27
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья 31
2.1. Зачем нужно знать историю философии? 31
2.2. Протофилософия 31
2.3. Ранние греческие философы 32
2.4. Сократ 37
2.5. Платон 39
2.6. Аристотель 41
2.7. Киники 43
2.8. Древняя философия после Аристотеля 44
2.9. Философия средневековья
46
ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков 49
3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века) 49
3.2. Ф. Бэкон 51
3.3. Р. Декарт 53
3.4. Б. Спиноза 55
3.5. Т. Гоббс 57
3.6. Д. Локк 57
3.7. Г. Лейбниц 59
3.8. Дж. Беркли и Д. Юм 60
3.9. Вольтер и Руссо 61
3.10. Французские философы-материалисты XVIII в. 62
3.11. И. Кант
63
ГЛАВА 4. Философия в XIX веке 68
4.1. Гегель 68
4.2. Послегегелевская философия 72
4.3. О. Конт 73
4.4. Л. Фейербах 74
4.5. Марксистская философия 75
4.6. А. Шопенгауэр 85
4.7. С. Кьеркегор 86
4.8. Ф. Ницше
87
ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков 94
5.1. Общая характеристика русской философии 94
5.2. Западники и славянофилы 96
5.3. П. Я. Чаадаев 97
5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен 98
5.5. В. С. Соловьев 99
5.6. Н. А. Бердяев 100
5.7. Русский космизм 101
5.8. В. И. Ленин
102
ГЛАВА 6. Философия ХХ века 103
6.1. З. Фрейд 103
6.2. Феноменология 104
6.3. Экзистенциализм 105
6.4. Прагматизм 106
6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия 106
6.6. К. Поппер 107
6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 108
6.8. Постмодернизм 109
6.9. Современная философская мысль
110
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА 111
ГЛАВА 7. Философское понимание мира 111
7.1. Картины мира 111
7.2. Бытие, существование 117
7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное) 122
7.4. Источники построения категориальной картины мира 123
7.5. Категориальная структура мира 125
7.6. О категориальном детерминизме 126
7.7. Категориальная картина мира 129
7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями 135
7.9. Материя и движение
139
ГЛАВА 8. Материя 142
8.1. Структура материи 142
8.2. Качество 149
8.3. Количество 151
8.4. Мера 160
8.5. Виды материи 165
8.6. Тело 167
8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент 168
8.8. Виды тела 176
8.9. Группа (групповая материя) 177
8.10. Мезоматерия 180
8.11. Органические виды материи: организм, сообщество
181
ГЛАВА 9. Движение 185
9.1. Общая характеристика движения 185
9.2. Пространство 191
9.3. Время 193
9.4. Виды движения 197
9.5. Развитие
206
ГЛАВА 10. Противоречие 212
10.1. Общая характеристика противоречия 212
10.2. Структура противоречия 216
10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 225
10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей) 232
10.5. Сложные (органические) противоречия 238
10.6. Гармонические и антагонистические противоречия 239
10.7. Золотая середина 242
10.8. Противоречия в мышлении
244
ГЛАВА 11. Становление 247
11.1. Общая характеристика становления 247
11.2. Становление и развитие 250
11.3. Возможность 255
11.4. Действительность 261
11.5. Закон и явление 263
11.6. Причина — действие — следствие 267
11.7. Вещь — свойство — отношение 276
11.8. Сущность 280
11.9. Форма и содержание 285
11.10. Старое и новое 286
11.11. Эволюция и революция
289
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА 296
ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология) 296
12.1. Что такое человек? 296
12.2. Человек-общество-природа 297
12.3. Сущность человека 298
12.4. Происхождение человека 301
12.5. Организация человека 304
12.6. Типология человека
305
ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие 309
13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни 309
13.2. Смерть и бессмертие 315
13.3. Живая связь смертности и бессмертия 322
13.4. Как мы “делаем” бессмертие? 324
13.5. Потенциальное бессмертие 331
13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем) 337
13.7. Активное долголетие 340
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 348
13.9. Человеческое счастье 352
13.10. Любовь 357
13.11. Человеческий смысл творчества
369
ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода 371
14.1. Гуманизм — философия человечности 371
14.2. Либерализм 376
14.3. Cвобода
382
ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия) 398
15.1. Общество — взаимодействие людей 398
15.2. Структура общества 400
15.3. Государство 402
15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 411
15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм 411
15.6. Отношения между людьми. Справедливость 413
15.7. Коллективизм и/или индивидуализм 415
15.8. Критика идей социализма и коммунизма 418
15.9. Мораль, право, политика 426
15.10. Золотое правило поведения 427
15.11. Добро и зло 437
15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении 449
15.13. О культуре поведения 453
15.14. Культура 456
15.15. Наука 461
15.16. Искусство 462
15.17. Религия 463
Об атеизме и свободомыслии 469
Мистика 471
15.18. Цивилизация 475
15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы.
476
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ 498
ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект 498
16.1. Деятельность 499
16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность 504
16.3. Цель, средство, результат 505
16.4. Субъект и объект 509
16.5. Виды человеческой деятельности 514
16.6. Труд, отдых, игра, творчество 518
16.7. Психика 520
16.8. Сознание 526
16. 9. Воля 528
16.10. Язык 529
16.11. Опыт
530
ГЛАВА 17. Мышление 531
17.1. Как мы думаем? 531
17.2. Способности мышления 533
17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость) 543
17.4. Рассудок (дедуктивная логика) 545
17.5. Вероятностное мышление 551
17.6. Ум (интуиция) 553
17.7. Разум (диалектическое мышление) 556
17.8. Категориальный строй мышления 568
17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление)
586
ГЛАВА 18. Творчество 598
18.1. Жизнедеятельность 598
18.2. Сущность творчества 599
18.3. Познание 603
18.4. Индивидуальное и коллективное познание 609
18.5. Формы индивидуального познания 610
18.6. Наука (коллективное познание) 611
18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 616
18.8. Практика 617
18.9. Игровая деятельность 623
18.10. Искусство (художественная деятельность) 625
18.11. Спорт
627
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ 629
К разделу «Введение. Что такое философия?» 629
К разделу «История философии» 630
К разделу «Философская картина мира» 631
К разделу «Философия человека» 632
К разделу «Философия деятельности» 639
Разное 642
Пояснения и методические рекомендации
645
Литература 647
Книги автора
648
Указатель имен 650
Предметный указатель
653

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12

Балашов Л. Е.
Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.
Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.
Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.
В конце книги даются задачи и упражнения по философии.
Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.

Балашов Л. Е., 2005 г.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика