МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Адорно Т. Проблемы философии морали

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1
Философия морали как теоретическая дисциплина 5
К понятию "практика" 7
Теория как сопротивление и "проверка реальностью" 8
Против практицизма 9
Наивность и рефлексия 9
О напряженных отношениях между теорией и практикой /О
Спонтанность и сопротивление //
Иррациональное как момент 12
Против моральности частностей 14
Этика как совесть совести; о полной несовместимости морали с опытом 15

Лекция 2
"Неудобство морали" 17
К проблеме этоса и личности 18
Нравственное не определено природой 20
Мораль и кризис общества 22
Социология репрессивного характера 23
Общее и особенное 24
План лекций 26
Основополагающие тексты 28

Лекция 3
Методы ad homines 29
Лекции: поиск критической модели 30
Двойственный характер разума у Канта: теория и практика, теория познания и метафизика 32
Проблема свободы 35
К учению об антиномиях 36
Диалектика 37
"Скептический метод", его отличие от скептицизма 38

Лекция 4
Характер учения об антиномиях 40
Причинность и свобода; спонтанность 41
Тезис третьей антиномии 43
Доказательство тезиса 44
Мотив свободной причинности 47
Антитезис 49

Лекция 5
Принцип причинности и необходимость учения об антиномиях 52
Диалектика у Канта и у Гегеля 54
Проблема первой философии; первоначало как момент 55
Причинность, закон и свобода 57
Формальность понятия причинности 58
Свобода как данность 61
Обобщение: свободная причинность 63

Лекция 6
Двойственный характер кантовской философии; единое и многое 65
Еще раз: теория и практика 68
К "Трансцендентальному учению о методе": 1. Природа разума 69
2. Спекуляция 70
3. Господство над природой и свобода 71
4. Разочарование в метафизическом вопросе 73
5. Разгадка философского безразличия 74
6. Идея Бога и право критики 75
7. Приоритет практики 76

Лекция 7
Теория и практика в 'Трансцендентальном учении о методе" 77
Форма и содержание в практической философии 79
Практика как исключение опыта; свобода как разум 80
Первое и второе; данность нравственного закона 83
Решаемость общественных противоречий; буржуазный оптимизм 86
О возможности опыта в отношении нравственного закона 87

Лекция 8
Индифферентность a priori и опыта 89
Необходимость и всеобщность; "данность второй степени" 90
Принудительный характер эмпирически данной морали 92
Психоаналитическое внушение 93
Этика убеждения 94
Возврат к телеологическим размышлениям; момент гетерономии 97

Лекция 9
Законы свободы 101
Принцип истолкования; "снятие интенции" 104
Двойственный характер природы 105
Кантовский "обрыв" рассуждения; защита и приятие гетерономии 108
Момент абсурда 110
Историческая диалектика морального; "старение добродетели" 111

Лекция 10
Невыносимый дуализм закона и свободы; протестантская традиция 114
Опыт духа и природы против господства над ними 116
Экскурс о методе: буквальная интерпретация против истории духа 120
Кант: философия морали par excellence 121
Формализм и ригоризм 123

Лекция 11
Рациональное основание морали; против "образования сердца" 126
Принц Гамлет 128
Момент неидентичного; необходимость третьего 129
Разум как практика 130
Ограниченный характер кантовской этики; буржуазные идеалы и чиновничьи добродетели 132
Двойственность непосредственного блага 134
Автономия и гетерономия 135

Лекция 12
Самоопределение 138
Никакого культа ценностей 138
Неустойчивый баланс между свободой и законом 138
Формализм и социальное функционирование 140
Сочинения Канта по философии морали 140
К. "Основам метафизики нравственности" 140

Лекция 13
Феноменологический экскурс 144
Понятие воли 145
Вклад психологии: добрая и злая воля 147
Долг и уважение 150
Репрессивный момент 151
Ликвидация свободы; переход к проблеме этики убеждения и этики ответственности 154

Лекция 14
Подавление инстинктов как философская привычка /55
Самосохранение и компенсация 156
Фетишизация самоотречения 158
Идея человечества как гипотеза 160
Тоталитаризм целей 163
Разум как цель самого себя 165

Лекция 15
Этика убеждения Канта 167
Двойственность разума против эмпиризма и теологии 169
Отличие от Платона; идеализация Платоном разума 171
Раннебуржуазный пафос и руссоистский мотив 174
Внутренний мир и немецкое убожество 176

Лекция 16
Диалектический момент морали 180
Экскурс: "Дикая утка" Ибсена 181
Совесть
"штука гадкая" 183
Экспликация: вовлеченность в существующее 184
Критика гегелевского снятия морали 187

Лекция 17
Протест против неправильной жизни 191
Ущербность сокровенных образов зла /95
Против ницшеанской критики морали 198
Апории морали как кризис индивидуализма; перенос критики в политическое сознание 200

Редакционное послесловие немецкого издания 203

Примечания 206

Указатель имен 234


РЕДАКЦИОННОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ НЕМЕЦКОГО ИЗДАНИЯ

"Проблемы философии морали" — это третий по счету из пятнадцати курсов лекций Т. Адорно, сохранившихся в виде расшифровок магнитофонных записей. Публикация этих лекций и включение их в многотомное собрание сочинений философа (ранее из этих лекций увидело свет "Введение в социологию") еще очень далеки от своего завершения. Кроме того, издание лекций, прочитанных в свободной манере, вообще сопряжено с огромными трудностями, разрешить которые бывает не под силу даже целому коллективу специалистов. Моральная проблематика — это по своей сути устная проблематика, связанная с несокрытостью притязаний морали на истину. С другой стороны, эти притязания морали на истину предполагают актуальность, незамкнутость, открытость мысли. Когда в лекциях зимнего семестра 1956/57 года Т. Адорно впервые обратился к теме философии морали, эту взаимосвязь он продемонстрировал на примере личности Сократа: "Ему в философской традиции Запада отводится роль подлинного основателя философии морали, этики. Но во всей истории западной философии он также единственный великий философ, который ничего не написал. Несомненно, это связано с собственной морально-философской позицией Сократа, вообще с открытием им философии морали как таковой. Философствование Сократа имело в основном практическую ориентацию и было направлено на изучение человеческого поведения. Основная мысль Сократа состояла в том, чтобы живое высказанное слово всегда находило ответ, чтобы философское изречение превратилось в "изречение и ответ" и было бы ориентировано на разрешение проблем конкретных людей, тогда как писаное слово, напротив, было бы обращено ко всем людям без различий, и поэтому при столкновении с конкретным вопросом оно демонстрирует свою косность и негибкость" (лекция от 19 декабря 1956 года: Theodor W. Adorno Archiv). Адорно, считавший себя одним из "последних" философов, последовательно развивает мысль о конце философии

203

морали, о постоянном сужении ее границ. По многим причинам как субъективного, так и объективного плана планировавшаяся им вплоть до самой кончины "книга по философии морали" (см., например: Gesammelte Schnften, Bd. 7. S. 537) так и не была написана. От своего изначального тезиса, согласно которому мораль в смысле единого логически взаимосвязанного учения перестала быть возможной, Адорно, развивая философию морали, в том числе и в афористичной форме, как это видно на примере его сочинения под названием "Graeculus", задуманного им в продолжение своей работы "Minima Moralia", никогда не отказывался. В лекциях 1963 года сама этическая постановка вопроса становится проблематичной, а понятие этики подвергается полной ревизии. Реконструированные более ранние лекции Адорно 1956/57 года, стенографическая запись которых сохранилась в относительно хорошем состоянии и позднее была отредактирована, были посвящены главным образом историческим линиям развития морально-философской мысли от Сократа, Платона и Аристотеля вплоть до Канта и Ницше. Темой же лекций 1963 года, ориентированных главным образом на Канта, стали преимущественно моральные апории.

Тематически публикуемые здесь лекции Адорно подготавливают главу о свободе в "Негативной диалектике" и в целом примыкают к центральному для развития критической теории сочинению Макса Хоркхаймера 1933 года "Материализм и мораль" (Max Horkheimer, Gesammelte Schriften, Bd. 3: Schriften 1931—1936, hrsg. von Alfred Schmidt, Frankfurt a. M., 1988. S. 111 ff.), ко второму экскурсу в "Диалектике Просвещения" и к работе под названием "Minima Moralia", которую Адорно отнюдь не случайно посвятил М. Хоркхаймеру. Именно потому, что в живом слове лекций не все размышления доводятся до конца, не все идеи подвергаются "правильной интерпретации" и комментируются не строго в соответствии с канонами, источник мышления Адорно становится здесь, как нигде, очевидным — это его требование предоставлять слово самим "текстам" и сталкивать их лицом к лицу с социальной диалектикой. В лекциях нашло отражение характерное для начала шестидесятых годов представление о том, что философия должна служить практическим задачам. А поскольку Адорно резко критикует модный в то время экзистенциалистский протест, то своей аудитории он (по его собственным словам) предоставляет преимущественно "камни вместо хлеба". Уже в этих лекциях Адорно занимает позицию, с которой он позднее критиковал студенческое движение и которая нашла отражение в его сочинениях

204

"Маргиналии к теории и практике" и "Смирение". Сама же диалектика необходимого практического сопротивления неправильной жизни и голому теоретизированию по поводу правильной жизни всегда трактовалась Адорно как негативная.

Этой чрезвычайно сложной содержательной проблематике лекций соответствует крайне неудовлетворительное состояние сохранившегося текста, которое отнюдь не облегчило работу над подготовкой лекций к печати. Многие имена и цитаты во время чтения лекций и при последующей расшифровке магнитофонной записи были существенно искажены, что вызвало необходимость — во многих случаях настоятельную — в целях большей ясности текста устранить все допущенные фонетические ошибки и двусмысленности, публиковать которые было вовсе не обязательно. Точно таким же образом всегда поступал и сам Адорно. Настоящее издание ориентируется, насколько это возможно, на как можно большую близость к произнесенному устно оригиналу, максимально сохраняя все его лексические и синтаксические особенности. Мы стремились предельно корректно передать устный характер лекций, внося незначительные изменения лишь для лучшего понимания читателем структуры той или иной фразы. Впрочем, в некоторых случаях отдельные слова приходилось заменять на новые — более корректные, уместные и правильно произносимые. Все содержательно проблематичные реконструкции, не связанные лишь с исправлением фонетических или орфографических ошибок, указаны в примечаниях вместе с текстом, который был удален. Из текста были исключены все анаколуфы, незаконченные фразы и не имеющие риторического значения повторы. Цитаты были исправлены в соответствии с оригиналом. Отклонения, допущенные Адорно при цитировании, указаны в примечаниях, пропуски отмечены многоточием. Издатель счел своим долгом приводить полностью пассажи, на которые в ходе лекций ссылается Адорно. Реконструкция параллелей с другими сочинениями Адорно была сконцентрирована главным образом вокруг более ранних его лекций по философии морали и особенно присутствующих в них сюжетов, связанных с анализом философии морали Канта, а также их последующего развития в "Негативной диалектике".

Апрель 1995 г.

 


Адорно Теодор В.

А31    Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова.
М.: Республика, 2000. 239 с.
(Б-ка этическоймысли).

ISBN 5—250—02744
Χ

Издание содержит 17 лекций по философии морали, прочитанных в 1963 году
выдающимся немецким философом Т. Адорно (Внзенгрунд-Адорно) (1903-1969)
и реконструированных по магнитофонным записям (1-е нем. изд. - 1996).
Адорно считал, что философия морали как связное учение в наше время стала невозможной,
и читатель в полной мере оценит парадоксальность его суждений.
Большой интерес представляют проходящие через все лекции
размышления о нравственной философии Канта.
В переводе на русский язык книга публикуется впервые.

Для широкого круга читателей, интересующихся современными подходами
к нравственной проблематике.

ББК 87.7

ISBN 5 -250—02744
Χ

Издательство "Республика", 2000


Theodor W. Adorn Probleme der Moralphilosophie (1963)
Herausgegeben von Thomas Schi-Oder. - l. ΑυΠ. / Theodor W. Adorno. Nachgelassene Schriften. Herausgegeben vom Theodor W. Adorno Archiv. Abteilung IV: Vorlesungen. Bd. 10. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1996.
Перевод, с немецкого M. Л. ХОРЬКОВА
Die Herausgabe dieses Werkes wurde aus Mitteln von Inter Nationes, Bonn, gefördert.
Издание этого произведения осуществлено при финансовом содействии InterNationes, Бонн.
.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика