МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Методика исследования мотивации учения у первоклассников

(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

?1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед реб?нком психолог выкладывает карточку с рисунком
?1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура реб?нка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

?2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я вс? равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком ? 2- фигура реб?нка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

?3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком ? 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

?4. Четв?ртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком ? 4: две фигурки, изображ?нные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

?5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком ? 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

?6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пят?рки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком ? 6. фигурка реб?нка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог зада?т вопросы:

  • А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
  • С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
  • С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе реб?нка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что реб?нок произв?л свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определ?нной картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы

Мотивы, ?

1

2

3

4

5

6

I выбор
 







II выбор
 







III выбор
 







Контрольный
выбор







  • Внешний мотив - 0 баллов;
  • учебный мотив ? 5 баллов;
  • позиционный мотив - 3 балла;
  • социальный мотив ? 4 балла;
  • отметка - 2 балла;
  • игровой мотив - 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, реб?нок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

Стимульный материал к методике


 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика