МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Методика «Железная дорога»

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Методика предполагает использование простейшего устройства ? картонного стенда с О-образной узкой (1,5-2,0 см) прорезью ? колеей, по которой можно двигать маленький пластмассовый паровозик с металлическим основанием. Края и основания прорези покрыты тонким слоем металла, контакт с которым металлического предмета замыкает цепь и приводит в действие электрический звонок. Паровозик имеет возможность «доставить ценный груз», двигаясь по замкнутому овалу ? «железной дороге», разделенной на четыре равных отрезка ? «железнодорожные станции». «Колокольчик», «Мак», «Одуванчик», «Ромашка». Каждый из четырех испытуемых имеет свой «участок пути» от одной станции до другой, а все вместе дети представляют «бригаду машинистов», задача которой ? как можно быстрее провести паровозик по всей «железной дороге», передавая его из рук в руки. Каждое касание паровозиком края «дороги», сопровождаемое звонком, является ошибкой, за которую назначается штраф ? черный кружок, выдаваемый экспериментатором всякий раз после звонка.

По инструкции, большое количество штрафов влечет за собой наказание ? исключение из игры. После тренировочной серии и замен фоновых показателей испытуемым сообщается, что в следующем коне за каждую ошибку, допущенную любым участником, будет штрафоваться вся группа, т.е. каждый из них (интегральная штрафная санкция). В другом замере экспериментатор назначает в группе «ответственного» («бригадира»), который получает штрафы за ошибки любого из участников, и поэтому наказание ? исключение из игры ? грозит лишь ему одному (парциальная штрафная санкция).

В процессе опыта экспериментатор замеряет секундомером индивидуальное время прохождения участка пути каждым испытуемым, регистрирует количество ошибок, а также эмоциональные и вербальные реакции детей. После окончания эксперимента определяется разность показателей между парциальной и интегральной сериями.

Источник: Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. ? М.: Эко, 1999. ? 224 с.


 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика