МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика разработана А.И. Высоцким)

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

  • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);
  • добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т.д.);
  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т.п.);
  • соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

  • выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков,
  • обслужить себя, найти способ отдохнуть и т.д.);
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т.д.)

Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);
  • умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т.д.);
  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т.п.);
  • планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  • выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
  • отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
  • проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

  • проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;
  • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика