МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Опросник А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»

Ребенку задают следующий набор вопросов.

  1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал ? мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? ? для дошкольников).
  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама ? у девочек) на работе или другое?
  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка ? соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним ? для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама ? у девочек), или не так, по-другому?
  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? ? для дошкольников).
  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят ? у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме ? у девочек) или не рассказал?
  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят ? у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе ? у девочек) или не рассказал?
  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама ? у девочек) или не боишься?
  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа ? у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек ? 3-8 лет;
  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки ? у мальчиков и бабушки ? у девочек);
  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию ? от родительского авторитета;
  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
    • большим возрастным периодом идентификации девочек;
    • большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
    • большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
    • большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
    • меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко ?СПб.: Речь, 2001.-688с.


 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика