МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Стандартная беседа Нежновой

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Варианты ответов и их оценка:

  • А ? ориентация на содержание учебной деятельности ? 2 балла
  • Б ? ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни ? 1 балл
  • В ? ориентация на внешкольные виды деятельности и условия ? 0 баллов
Вопросы беседы Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу?

А ? очень хочу
Б ? так себе, не знаю
В ? не хочу

2
1
0
2. Почему ты хочешь идти в школу? А ? интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д.
Б ? интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т.д.
В ? внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала
2
1
0
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? А ? освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д.
Б ? приобретение формы, школьных принадлежностей
В ? занятия, не относящиеся к школе
2
1
0
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится или не нравится больше всего? (предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) А ? уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка
Б ? внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса
В ? уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе
2
1
0
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? А ? занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т.д.
Б ? дошкольные занятия: рисование, конструирование
В ? занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гуляние, помощь по хозяйству, уход за животными
2
1
0

Интерпретация результатов:

  • 9-10 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
  • 5-8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
  • 0-4 баллов ? ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика