МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
ТЕМА 1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
ТЕМА 2. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ
ТЕМА 3. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ТЕМА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ НУЧНЫХ ПРОГРАММ
ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕМА 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVI - XVII ВВ. И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
ТЕМА 7. СПЕЦИФИКА И ПРИРОДА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
ТЕМА 9. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
ТЕМ A 10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 11. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ
ТЕМА 12. ДЕТЕРМИНИЗМ И ПРИЧИННОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
ТЕМА 14. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ
ТЕМА 15. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
ТЕМА 16. ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
ТЕМА 17. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
ТЕМА 18. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ
ТЕМА 19. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ
ТЕМА 20. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
ТЕМА 21. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ
ТЕМА 22. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
ТЕМА 23. ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА И КОСМОС
ТЕМА 24. НА ПУТИ К НООСФЕРЕ
Вопросы к экзамену и зачету

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Реформа высшего образования, осуществляемая в нашей стране, имеет своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным. Для этого в учебные планы высших учебных заведений вводятся новые лекционные курсы, призванные обеспечить, кроме прочего, самостоятельное формирование мировоззренческих ориентации и установок личности, помочь студенту овладеть современной естественнонаучной картиной мира и избранной профессией.
Сегодня обществу не нужны специалисты, которые способны решать лишь узкоутилитарные задачи в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту предполагают его готовность к повышению своей квалификации, стремление быть в курсе последних достижений в своей области, уметь творчески адаптировать их к своей работе.
Поэтому основной задачей современного образования является развитие творческих способностей студентов, чтобы после окончания учебы выпускник мог стать творческой личностью, способной к различным формам деятельности. На реализацию этих целей и ориентирован курс «Концепции современного естествознания».
Актуальность введения в учебный процесс курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последние годы в нашей стране получают все большее распространение различного рода иррациональные виды знания, такие, например, как астрология, магия, мистические и т. п. учения. Постепенно и достаточно последовательно, они вытесняют из общественного сознания естественнонаучную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Представители современной паранауки настойчиво распространяют любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д. Многие из них искренне убеждены, что статус научного мировоззрения в современном обществе не выше, чем любого мифа, и пропагандируют беспредельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в общественном сознании.
Достижения естественных наук являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Знание основных современных теорий и концепций естествознания формирует научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающему миру. Любому человеку необходимо знать, что мир рационально познаваем, что им управляют объективные законы, которые нельзя отменить или обойти с помощью Бога или экстрасенсов. «Концепции современного естествознания» - это курс, призванный познакомить читателя на уровне общих представлений с наиболее важными данными различных наук о мире и месте человека в нем.
Наконец, знание концепций современного естествознания должно помочь студентам проникнуть внутрь микромира и во внеземное пространство, понять и представить, каких материальных и интеллектуальных затрат стоит производство современных телевизоров и компьютеров, как важна проблема сохранения природы, в чем состоит сущность человека и т. д.
Однако разработка учебника по совершенно новому учебному курсу всегда является делом исключительно сложным и ответственным. При этом она значительно осложняется, если название и предмет этого курса определены весьма приблизительно и абстрактно.
В этих обстоятельствах авторы вынуждены самостоятельно определять структуру и содержание учебника и потому хотели бы сделать некоторые пояснения для читателей их труда.
Во-первых, основу пособия составили лекционные курсы, которые читаются авторами на протяжении нескольких лет на гуманитарных факультетах Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского и в Калужском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Как следствие, пособие создавалось целенаправленно для студентов различных гуманитарных специальностей. Здесь свою основную задачу авторы видели в том, чтобы форма изложения материала была доступна будущим специалистам, для которых естествознание не является профессиональной дисциплиной.
Во-вторых, поскольку спектр гуманитарных специальностей в системе высшего образования достаточно широк, авторы стремились, чтобы их труд представлял интерес для читателей с самыми разными потребностями и уровнями подготовки, а также был полезен для использования в учебном процессе именно как учебное и методическое пособие. Эта цель пособия определяется требованиями «Государственного образовательного стандарта» к курсу «Концепции современного естествознания», согласно которым достижения естественных наук являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Знание основ естественных наук и методов научного познания формирует характер мышления студентов и способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру.
В-третьих, в силу того, что «Концепции современного естествознания» - это курс, призванный показать место и значение естествознания в современной культуре, познакомить студентов на уровне общих представлений с наиболее важными концепциями происхождения природы и человека, помочь им овладеть современной естественнонаучной картиной мира, авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и культурологии. Данный методологический подход обусловлен убеждением авторов, что только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. Поэтому в необходимых случаях авторы использовали научно-исторический и философский подходы к описанию соответствующих тем и вопросов, старались показать не только результаты решения естественнонаучных проблем, но и те пути в развитии познания, которые к ним привели.
Эти методологические подходы определили содержание и структуру учебного пособия. Логика изложения курса развивается от вопросов истории науки и основ науковедения (1-7 темы) через описание физической, химической и биологической картин мира (8-21 темы) к раскрытию сущности человека и современных проблем его жизнедеятельности (22 - 24 темы). При этом авторы предусмотрели возможность изложения данного курса в различных вариантах в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, форм обучения, структуры учебных планов и квалификации каждого преподавателя.
К сказанному следует добавить, что невозможно одновременно быть специалистом по всем научным направлениям, описываемым в данном курсе. Поэтому существенную помощь в работе над пособием оказали консультации, советы и рекомендации специалистов различных научных направлений. В связи с этим авторы выражают свою глубокую благодарность д.ф.н., проф. Бирюкову В.Ф.; к.ф.н., доц. Дронову А.И.; к.п.н., доц. Зубареву А.Е.; к.х.н., доц. Савиткину Н.И. за помощь и поддержку, оказанные в подготовке рукописи.

В заключение хотелось бы отметить, что поскольку еще не накоплен достаточный опыт преподавания самой дисциплины, твердо не устоялась программа курса, ведется активное обсуждение его содержания, авторы отдают себе отчет в несовершенстве своей работы. Поэтому они заранее выражают всем заинтересованным читателям свою благодарность за благожелательные и обоснованные замечания и пожелания по совершенствованию их труда.

УДК 5
ББК  20
Г 90

Рецензенты:
Кафедра философии и социологии Санкт-Петербургского Морского государственного технического университета (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.В. Солдатов);
Действительный член Международной академии информатизации и Академии социального образования, д-р филос. наук, проф. А.В. Федотов; д-р филос. наук, доцент В.И. Смирнов (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина).

Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской Федерации в качестве
учебного пособия для студентов вузов.

Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П.
Г90    Концепции современного естествознания: Учеб. пособие-М.:Высш. шк., 1998.-383 с.

ISBN 5-06-003474 -7

Курс изучается во всех вузах страны как обязательный. Пособие написано в соответствии с требованиями "Государственного образовательного стандарта" и дает базовые знания, формируя будущего специалиста с широким научным кругозором.
В работе освещается специфика науки как формы познания, история науки, излагаются основные современные концепции физики, химии, биологии, астрономии и т. д.
Для студентов технических и гуманитарных вузов, для преподавателей и учащихся техникумов и колледжей.

ISBN 5-06-003474-7                                                                 

© "Высшая школа", 1998


.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика