МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 1. Введение в психодиагностику 6
Общее представление о психодиагностике 7
Из истории психодиагностики 14
Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования 26
Общая характеристика методов психодиагностики 26
Методы психодиагностики, их классификация 33
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям 42
Тесты и тестирование 47
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста 56
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 57
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 62
Методы диагностики восприятия 65
Методы диагностики внимания 73
Методы диагностики воображения 83
Методы диагностики памяти 88
Методы диагностики мышления 96
Методы диагностики речи 116
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников 123
Методы изучения межличностных отношений 144
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников 148
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
149
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников 156
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 157
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов 164
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу 173
Методы диагностики памяти 179
Методы изучения воображения 193
Методы психодиагностики мышления младшего школьника 198
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников 216
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников 223
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста
259
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей 270
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста 270
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте 277
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников 281
Методы диагностики личности 321
Методы изучения межличностных отношений
380
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 411
Психология и психодиагностика взрослых 412
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей 417
Методы изучения личности взрослого человека 452
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем 479
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей
502
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология 528
Понятие об экспериментальной педагогической психологии 529
Проблемы экспериментальной педагогической психологии 531
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии
534
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований 539
Типология научных психолого-педагогических исследований 539
Психолого-педагогический эксперимент 543
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте 553
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов 558
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента 559
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента 566
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
586
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Проведение эксперимента 600
Анализ результатов эксперимента 601
Практические рекомендации и программа их внедрения 605
Словарь основных терминов
613

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений1. Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».
Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения — бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения — магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.
Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
' Немое Р.С. Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С. Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.


ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Как учебная дисциплина экспериментальная психология в данной книге понимается гораздо шире. Это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором.
Аналогичное можно сказать и о курсе «Психологическая диагностика». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стандартизировал, а также сделал преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте просто дается ссылка.
Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не рас-
4


творен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
В первой части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.


Немов Р.С.
Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
ISBN 5-691-00112-4.
Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.
ББК 88
© Немов Р.С, 1997
©  «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
© Художественное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ISBN5-691-00112-4

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика