МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Параллель между великими людьми и помешанными
I. Введение в исторический обзор.

II. Сходство гениальных людей с помешанными в физиологическом
отношении.

III. Влияние атмосферных явлений на гениальных людей и на помешанных.
IV. Влияние метеорологических явлений на рождение гениальных людей.

V. Влияние расы и наследственности на гениальность и помешательство.

VI. Гениальные люди, страдавшие умопомешательством: Гаррингтон, Болиан,
Кодацци, Ампер, Кент, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Ленау,
Шехени (Szecheni), Шопенгауэр
.
VII. Примеры гениев, поэтов, юмористов и других между сумасшедшими.

VIII. Сумасшедшие артисты и художники.
IX. Маттоиды-графоманы, или психопаты.
X. "Пророки" и революционеры. Савонарола. Лазаретти.

XI. Специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время
и помешательством.
XII. Исключительные особенности гениальных людей.
Заключение

Приложения

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

     Когда, много лет  тому  назад,  находясь  как бы  под влиянием  экстаза
(raptus),  во время  которого мне  точно  в зеркале  с  полной  очевидностью
представлялись  соотношения между  гениальностью и помешательством,  я  в 12
дней написал первые главы  этой книги*. Признаюсь,  даже мне самому не  было
ясно, к  каким серьезным практическим  выводам может привести созданная мною
теория.  Я не  ожидал, что она даст ключ  к уразумению таинственной сущности
гения и к объяснению тех странных религиозных маний, которые являлись иногда
ядром великих исторических  событий,  что она поможет установить новую точку
зрения  для  оценки   художественного  творчества  гениев  путем   сравнения
произведений их в области искусства  и литературы с такими же произведениями
помешанных и, наконец, что она окажет громадные услуги судебной медицине.
     [Гениальность   и  помешательство.  Введение  к  курсу  психиатрической
клиники, прочитанному в Павианском университете. Милан, 1863.]
 
     В  таком  важном  практическом  значении  новой  теории  убедили   меня
мало-помалу как  документальные работы Адриани,  Паоли,  Фриджерио,  Максима
Дюкана,  Рива  и  Верга  относительно  развития  артистических  дарований  у
помешанных,  так   и   громкие  процессы  последнего  времени  --  Манжионе,
Пассананте, Лазаретти, Гито, доказавшие всем, что мания писательства не есть
только своего  рода психиатрический курьез, но  прямо  особая форма душевной
болезни и  что  одержимые  ею субъекты, по-видимому, совершенно  нормальные,
являются  тем  более  опасными членами  общества, что  сразу  в  них  трудно
заметить психическое  расстройство,  а между  тем  они  бывают  способны  на
крайний  фанатизм  и,  подобно  религиозным  маньякам,  могут вызывать  даже
исторические   перевороты  в  жизни  народов.   Вот  почему  заняться  вновь
рассмотрением  прежней  темы  на основании новейших данных и в более широком
объеме показалось мне делом чрезвычайно полезным. Не скрою, что я считаю его
даже  и смелым,  ввиду того  ожесточения, с каким риторы науки и политики, с
легкостью  газетных  борзописцев  и  в  интересах  той  иди  другой  партии,
стараются  осмеять  людей,  доказывающих  вопреки  бредням метафизиков, но с
научными данными в руках полную  невменяемость, вследствие душевной болезни,
некоторых из так называемых "преступников" и психическое-расстройство многих
лиц,   считавшихся   до   сих  пор,   по  общепринятому  мнению,  совершенно
здравомыслящими.
     На язвительные  насмешки и мелочные  придирки  наших противников мы, по
примеру  того  оригинала, который для убеждения людей, отрицавших  движение,
двигался  в их присутствии, ответим лишь тем, что будем собирать новые факты
и новые доказательства  в пользу  нашей теории. Что может быть  убедительнее
фактов и кто станет отрицать  их? Разве одни только невежды, но торжеству их
скоро наступит конец.
     Проф. Ч. Ломброзо Турин, 1 января 1882г.


Минск-2000, ООО "Попурри".
ISBN 985-438-163-3
OCR: Тарас Семенюк

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика