МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Хейли Д. Что такое психотерапия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............8
Как учили терапии?..............8
Обучение сегодня............9
Благодарности
.................9
Глава 1. Обучение терапии ...........12
Два крайних взгляда на терапию....15
Краткосрочная терапия.................15
Способы обучения терапии................16
Как проводится супервизия?...................16
«Разговорная супервизия»..................17
Супервизия с помощью видеозаписей: наблюдение того, что случилось
когда-то...........21
Почему бы не поступить разумно и не делать «живую» суиервизию?......23
Всели нужно рассказывать клиенту?.......26
Различные трактовки понятия «супервизия»
..........27
Глава 2. Супервизор......................29
Выбор супервизора......................29
Цели обучения............................30
О чем говорить с группой обучающихся........33
Кто определит метод лечения?................34
За супервизией следует интервенция.............35
Психодинамика обучения: прошлое и настоящее.....36
Новые способы обучения..........39
Эриксон как супервизор.............39
Типы гипноза
................42
Глава 3. Обучающийся...........45
Критерии отбора..........................46
Типы студентов.............................47
Новички..........................47
«Групповой»...................................48
Идеолог...............................................52
Влияние академической подготовки..................54
Подготовка социальных работников................54
Подготовка психологов..............................56
Подготовка психиатров......................57
Заключение
......................................................57
Глава 4. Клиент......................................59
Кто должен проходить терапию?.................60
Иерархия..................................................60
Социально-экономические различия..............................................61
Что такое этническая принадлежность и национальность?.........62
Подготовка терапевтов к работе с клиентами из других культур.......63
Пример конкретного случая...............................67
Возраст клиента...............................................68
Работа с детьми.......................................68
Работа с пожилыми................................69
Психопатология клиента..................70
Терапия в домашних условиях............72
А что, если люди идут на терапию не по своей воле?......73
Итоги
....................73
Глава 5. Чему учиться, чему учить..............................................................74
Следует ли преподавать любую терапию или только свою собственную?........74
А хочет ли еще кто-то использовать метод?.............75
Какой теории следует учить?............................78
Как насчет теории нормального поведения?.............78
Теория о том, почему люди делают то, что они делают
..............80
Глава 6. Самая лучшая теория.......................89
Что есть истина?.........................................................89
Теория для терапевтов........................................90
Переменные в психотерапии.........................................91
Должен ли терапевт сосредоточиваться на проблеме?.......96
Важность последовательности......................................97
Важность иерархии....................................................98
Важность мотивации...................................................101
Ясна ли самая лучшая теория?.......................................102
Иллюстрации
..............................................................103
Глава 7. Спорные вопросы..................................................105
Является ли терапия обучающим процессом?.......................106
Должен ли психотерапевт обучать клиента?.........................107
Модель показательного случая 1.................................................108
Модель показательного случая 2................................................109
Модель показательного случая 3..............................................110
Выводы.........................................................................................111
Действительно ли прошлое определяет настоящее?.....................112
А как насчет ложных воспоминаний?.................................................114
Идеология и ложные воспоминания...............................................116
Социальные функции симптомов.................................................117
Следует ли психиатру заниматься психотерапией или выступать в качестве
супервизора?.............................................................118
Кто должен заниматься семейной психотерапией?.............121
Как насчет выбора пола?..................................................122
Имеет ли значение религия?............................................123
Двойная иерархия.............................................................124
Оберегающий супервизор.............................................127
Защита членов семьи.................................................127
Защита обучающихся.............................................128
Насилие в психотерапевтическом кабинете..........128
Угроза суицида....................................................129
Сотрудничество с коллегами....................................130
Бесконечная терапия........................................131
Другие спорные вопросы
........................................131
Глава 8. «Живая» супервизия.......................................132
Обучающаяся группа...........................................................135
Вы слышали об Эмиле Дюркгейме?.....................................136
А как насчет И Цзин?.......................................................................137
«Живая» супервизия. Пример 1: несправедливость.........................138
Вмешательство супервизора.................................................................142
Терапевтическая интервенция.............................................................144
«Живая» супервизия. Пример 2: развал коалиции.....................................148
«Живая» супервизия. Пример 3: Как извиниться перед своим пациентом за то,
что вы вызвали у него необратимые повреждения головного мозга
.................152
Глава 9. Сходство между психотерапией и супервизией................. 159
Использование парадокса..................................................160
Стадии обучения............................................................162
Начало обучения..............................................................163
Сбор информации............................................................165
Как начать первое интервью............................................166
Как завоевать власть.......................................................170
Планирование терапии..................................................171
Пример 1......................................................................174
Пример 2......................................................................175
«Рецидив» у терапевта
.........................................177
Глава 10. Еще о директивах ..........................................178
Как говорить людям, что им надо делать........................178
Прямые директивы....................................................................179
Директивы клиентам, которые говорят длинные речи.............180
Возражения против директивного подхода.............................181
Индивидуальное или семейное интервью..............................182
Предназначение симптома............................................................183
Использование в терапии собственных возможностей...................184
Метафора как интервенция.........................................................185
Здравый рассудок и безумие.........................................187
Что значит быть нечестным?..........................................190
Замечание о супервизии супервизора..............................191
Правильный учебный контекст
....................................193
Глава 11. Принудительная терапия........................195
Отчасти принудительная психотерапия.....................197
На кого работает терапевт?.....................................198
Принудительная терапия: в чем отличия?...............................199
Привлечение представителей других специальностей.............199
Необходимость быстрого изменения.................................200
Прямолинейный взгляд суда................................................200
Вера в изменение...........................................................201
Эмоциональные обязательства профессионала.............202
Перспективы принудительной терапии.........................203
Эпилог. Как быть супервизором психотерапии, не зная, как изменять
людей...................................205
Значение подходящего контекста......................206
Умение себя подать..................................206
Идеальная теория..........................................207
Теории в прошлом и настоящем........................208
Похвальное слово Фрейду............................209
С диагнозом наперевес............................211
Новые времена...............................................212
Современная теория........................................213
Уход от необходимости обучать умениям................215
Кража идей..............................................215
Заключение
...................................216
Алфавитный указатель........................218


Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 2002
Джей Хейли Что такое психотерапия
Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевела с английского М. Миронова
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий психологической редакцией Л. Винокуров
Зам. заведующего психологической редакцией И. Карпова
Ведущий редактор Л. Борин
Литературный редактор И Римицан
Художественный редактор В. Шимкевич
Художник обложки К. Ридзевич Корректоры М- Рошаль, Н. Баталова
Верстка Е. Кузьменок
ББК 53.57 УДК 615.851 Хейли Дж.
35 Что такое психотерапия. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). ISBN 5-318-00576-4
В книге рассматриваются новые аспекты понимания психотерапии и возможности их творческой гализации на практике; она знакомит опытных профессионалов с современными средствами ведения грапии, а начинающих специалистов с уже имеющейся практической базой. В издании представлены педующие темы: элементы эффективной терапии; работа с разными клиентами; извлечение максималь-ой пользы из обучающих программ; модифицирование клинических подходов в конкретных ситуациях; люсы и минусы «живой» супервизии; распознавание и формирование уникальных умений терапевта; ыбор супервизора. Написанная ясно и лаконично, расцвеченная фирменным юмором Д. Хейли, книга одна примерами и выдержками из реальных интервью. Предлагая современный взгляд на подготовку ерапевтов, равно как и на само ведение терапии, издание несомненно будет полезно клиницистам, психиатрам, психологам и социальным работникам, а также студентам соответствующих специальностей как еликолелное обучающее пособие.
© 1996 The Guilford Press
© Перевод на русский язык, М. Р. Миронова, 2002
© Издательский дом «Питер», 2002
Права на издание получены по соглашению с А & W Visual Library
Зсе права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то
ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
SBN 5-318-00576-4
SBN 1-57230-035-3 (англ.)
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.
Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 18.02.02.Формат 70х1007|( Уел п.л. 18,06 Тираж 5000 экз. Заказ № 2840.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. A.M. Горького
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика