МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Аллахвердян А. Г., Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский. Психология науки

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие...................................................................................... 5
Вместо введения: научная деятельность как предмет психологии.. 8

Часть I. Психология научного познания ................................... 28
Глава 1. Научное мышление ............................................…………28
§ 1. "Язык" научного мышления.............................……………… 28
§ 2. Объясняющее мышление ..................................……………... 36
§ 3. Мышление как диалог.......................................……………... 39
§ 4. Использование обыденного опыта...................……………… 44
§ 5. Научное и обыденное объяснение...................……………… 53
§ 6. Ученый как "человек с улицы"
........................……………… 58

Глава 2. Творческий процесс в науке и его стадии ........………… 65
§ 1. Психологический аспект рассмотрения научного творчества.. 65
§ 2. Интуиция и творчество. Стадии творческого процесса
......... 68

Глава 3. Методы стимуляции творческого мышления ...……….. 78
§ 1. "Мозговой штурм" .............................................…………….. 78
§ 2. Синектика и другие инструментальные методы.........………. 80
§ 3. Личностные методы стимулирования творческого мышления
83

Часть II. Психология научного общения...................................... 87
Глава 1. Общение и творчество.......................................………….. 87
§ 1. Научное общение ...............................................……………… 87
§ 2. Функция дискуссии в развитии науки
.............………………… 97

Глава 2. Школы в науке..................................................…………... 105

Глава 3. Малая группа в науке: групповая интеграция …………..119
§ 1. О коллективности научной деятельности .....………………... 120
§ 2. Малая группа как субъект научного творчества...…………… 121
§ 3. Программно-ролевая концепция малой группы.....………….. 122
§ 4. Общение в малой группе.................................………………… 128
§ 5. Взаимопонимание в малой группе...........………………..130
§ 6. Продуктивный конфликт в малой группе………………..133
§ 7. Стиль руководства малой группой ...........……………….135
§ 8. Адаптация молодого специалиста в малой группе
..…….139

Глава 4. Групповая дезинтеграция и миграционная активность ученых .....……………………………………………………….143
§ 1. Факторы групповой дезинтеграции ......………………….143
§ 2. Психология миграционной активности
.………………….146
Глава 5. Психология и информатика ………………………….148

Часть III. Личность ученого..................................................……157
Глава 1. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого....................................................……………………………157
§ 1. Интеллект и научное творчество..................………………….157
§ 2. Тестология общих интеллектуальных способностей........…..159
§ 3. Тесты творческих способностей и результативность научного творчества.....…………………………………………………….…..161
§ 4. Новые подходы к изучению творческого интеллекта ученых
167

Глава 2. Психологические особенности личности ученого и их формирование ..................................…………………………………169
§ 1. Изучение индивидуально-психологических характеристик ученых…………………………………………………………………172
§ 2. Типологии ученых...........................................…………………..175
§ 3. Мотивация в структуре личности ученого ...………………….181
§ 4. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого..............……………………………………………………....185
§ 5. Начало самостоятельной деятельности: отношения с научным руководителем..........…………………………………………………190
§ 6. Интегрирующий подход к исследованию личности ученого
..193

Глава 3. Параметры личности исследователя..............…………….196
§ 1. Идеогенез.........................................................…………………197
§ 2. Категориальная апперцепция ........................………………….200
§ 3. Внутренняя мотивация ...................................…………………202
§ 4. Оппонентный круг..........................................………………….207
§ 5. Индивидуальный когнитивный стиль...........…………………..210
§ 6. Надсознательное
.............................................………………...212

Глава 4. Мотивация научного творчества ........................ 227
§ 1. Познание и мотивация ...................................... 227
§ 2. Объективная динамика мотивов....................... 231
§ 3. Неоднородность мотивационной сферы
......... 236

Глава 5. Гений и гениальность.......................................... 243
§ 1. Гениальность и психическое здоровье ............ 243
§ 2. Гений и гениальное открытие .......................... 244
§ 3. Факторы становления гениального ученого
... 249

Часть IV. Скрытое лицо науки ................................

Глава 1. Читая "книгу природы" ...................
§ 1. Немые факты ...................................
§ 2. Авторитарные теории .....................
§ 3. Игра по изменяющимся правилам

Глава 2. В "башне из слоновой кости" .........
§ 1. Несоблюдаемые нормы ..................
§ 2. Двуличие науки ...............................
§ 3. Рациональность иррационального

Вместо заключения.
Литература.............


Учебное пособие
Александр Георгиевич Аллахвердян Галина Юрьевна Мошкова Андрей Владиславович Юревич Михаил Григорьевич Ярошевский
ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ
Компьютерная верстка Крючкова В. А. Корректор Крючкова М. М.
ЛР № 064625 от 06.06.1996.
Подписано в печать 10.07.98. Формат 60 х 88/16. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 19,5. Уч.-изд. л. 19,2. Тираж 4000 экз. Изд. № 141. Зак.1860
000 "Флинта", 117865 ГСП-7,Москва В-485, Профсоюзная ул., д. 90, комн. 326.
МПСИ, 113191, Москва, 4-й Рощинский пр., д. 9а.
Великолукская городская типография Комитета по средствам массовой информации и связям с общественностью администрации Псковской облает. 182100. г. Великие Луки. ул. Полиграфистов. 78/12

ПРОГРАММА
"ОБНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ"

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО.

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Данное издание представляет собой авторскую работу, подготовленную в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Международным Фондом "Культурная инициатива".
Спонсором программы является известный американский предприниматель и общественный деятель Джордж Сорос.
Редакционный совет программы:
В. И. Бахмин Я. М. Бергер Е. Ю. Гениева Г. Г. Дилигенский В. Д. Шадриков

А. Г. Аллахвердян Г. Ю. Мошкова А. В. Юревич М. Г. Ярошевский
Психология науки
Учебное пособие
Москва
Московский психолого-социальный институт Издательство "Флинта" 1998

ББК88 А 50
Рецензенты:
член-корреспондент РАО М. Ю. Кондратьев, кандидат психологических наук Л. А. Дергачева
Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г.
Психология науки. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 312 с.
ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)
Книга представляет собой первое учебное пособие по психологии науки. В ней нашли отражение как события и факты, накопленные историей науки, так и результаты ее современного психологического исследования, а также методы управления коллективным творческим процессом. Рассмотрены такие ключевые проблемы этой новой области знания, как механизмы научного мышления, закономерности коллективного творческого процесса, логико-психологические и социальные условия научных открытий, межличностные отношения ученых и др.
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое научное знание.

ISBN 5-89502-039-9 (Московский психолого-социальный институт) ISBN 5-89349-128-9 (Флинта)
© Московский психолого-социальный институт, 1998

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика