МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Клюева Н. Педагогическая психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ 3
Предмет, задачи и структура педагогической психологии 3
Принципы и методы педагогической психологии 6
Исторические аспекты развития педагогической психологии 14
Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 19
Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества 20
Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса 24
Концепции педагогического процесса и его психологические основания 31
Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-ориентированной образовательной парадигме 37
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 42
Психологические исследования труда учителя 42
Место психологии в деятельности педагога 44
Педагогическое общение 48
Психология педагогического воздействия 63
Педагогические способности 73
Индивидуальные стили педагогической деятельности 81
Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов) 91
Психология педагогического коллектива 106
Глава 5. психология ВОСПИТАНИЯ 113
Основные понятия психологии воспитания 113
Психологические аспекты воспитательных технологий 118
Особенности воспитания на разных возрастных этапах 124
Влияние семьи на формирование личности 134
Воспитание личности в культуре 148
Воспитание личности в изобразительной деятельности 156
Влияние сказки на формирование личности 158
Роль детского коллектива в воспитании личности 165
Глава 6. Психология ОБУЧЕНИЯ 168
Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность 168
Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения 188
Приемы и техники управления учащимися на уроке 192
Психологические аспекты компьютеризации образования 201
Приложения 204

Предисловие

Педагогическая психология - наука, предметным полем которой является образование. Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии. Для психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?». Любая акция педагогического сообщества ценна только при соблюдении Конвенции о защите прав ребенка, принятой в 1989 г. Организацией Объединенных Наций и ратифицированной в 1990 г. в России (приложение 1).
Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов - детей, родителей и педагогов, - огромны. Современная педагогическая психология строится на принципе неразрывности субъекта и объекта. Она превращает конструирование жизни в исходный пункт своего исследования, рассматривая в свою очередь само исследование как проектирование феноменов, формируя таким образом сознание и психологов и педагогов. Психолого-педагогические теории, данные в учебнике, объясняют накопленную информацию, делают более понятными сложные явления, прогнозируют последствия принимаемых решений и обнаруживают новые факты. Но самое главное - они решают одну из важнейших проблем., заключающуюся в том, каким должен быть психолог, работающий в образовании, какие принципы должны определять его профессиональную и личную позицию. И это во многом зависит от знаний психолога, которые могут быть получены из учебников. Однако в большей степени эффективность работы психолога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Тем более важна ответственность, которую он берет на себя, осознанность каждого его действия, понимание последствий принимаемых решений.
Базовыми и универсальными принципами работы психолога в образовании являются:
- гуманность - уважение личности и прав субъектов образовательного процесса, признание их личностного роста приоритетным направлением и главной целью работы психолога;
- экологичность - отказ от любых форм экспансии, ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие безопасную атмосферу общения;
- демократичность - опора на демократические принципы при осуществлении работы в образовании; психолог стремится занять позицию равноправного сотрудничества, партнерства и соучастия с родителями, детьми и педагогами;
- конструктивность - работа психолога направлена не на выявление ошибок, нарушений и т.п., а на поиск ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса;
– открытость – действия психолога осуществляются гласно, открыто;
- понятность и приемлемость для работников образования методов, применяемых психологом;
-  конфиденциальность - результаты работы психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействовал с ним.
В учебник включены вопросы и задания, над которыми студенты могут подумать сами или обсудить вместе с преподавателем и группой на семинаре, предложены ситуации, которые могут быть использованы при освоении нового учебного материала, для систематизации знаний по соответствующему разделу, при контроле качества усвоения материала, при проведении семинарских занятий. Ситуации могут обсуждаться в группах (по 3-4 человека), каждая из которых обосновывает свой вариант решения и определяет подходы к формированию личности ребенка. Для преподавателей, ведущих курс «Педагогическая психология», будут полезны темы семинаров, предложенные после каждой главы.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24    Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. 5,1 Mb. О КНИГЕ

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика