МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Голуб Б. Основы общей дидактики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
2. ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
5. УРОК КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
6. ПРАКТИКУМЫ, РЕФЕРАТЫ, КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
7. ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ "ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ"
ЛИТЕРАТУРА
Информация об издании


Б. А. Голуб
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Учебное пособие для вузов

Москва
Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС"
1999 Электронное оформление
"СВОБОДНЫЙ ДОСТУП"
2004

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
Б.А. Голуб
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию
в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

ББК 74.202
Г62
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор
А. Н. Зимина,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Мурманского государственного педагогического института
О. И. Цикина

Голуб Б.А.
Г62 Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
ISВN 5—691—00271—6.

Дидактика - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Дидактические принципы определяют содержание образования, необходимое при выборе методов и форм обучения. Дидактические принципы тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения; знать эти принципы и учитывать их необходимо педагогам.
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса и адресовано студентам педвузов.

ББК 74.202
© Голуб Б.А., 1999
© «Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление. 18ВК 5—691—00271—6 Художник Токарев Ю.В., 1999.

Учебное издание
Голуб Борис Алексеевич
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ
Учебное пособие

Зав. редакцией В. А. Салахетдинова
Редактор Л. И. Вуколов
Зав. художественной редакцией И. Л. Пшеничников
Художник Ю.В. Токарев
Компьютерная верстка Н. В. Курляндская
Корректор Т. М. Анисимова
Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.
Гигиенический сертификат
№ 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98.
Сдано в набор 15.01.99. Подписано в печать 22.06.99.
Формат 00x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6.
Тираж 10 000 экз.
Зак. № 2923.
« Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
117571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437 11 11, 437 25 52, 437 99 98; тел./факс 932 56 19.
E-mail: vlados@dol.ru
http://www.vlados.ru

Республиканская ордена «Знак Почета»
типография им. П.Ф. Анохина.
185005, Петрозаводск, ул. «Правды», 4.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Все социальные науки, в том числе и педагогические, развиваются двумя основными путями: эволюционным или революционным.
Все ныне действующие учебники и учебные пособия раскрывали именно революционный путь развития педагогической науки. Однако Для более успешного усвоения студентами курса дидактики более эффективным будет изучение эволюционного пути развития науки. Это позволит студентам видеть логику и взаимосвязь между всеми важнейшими разделами курса, а не заучивать отдельные темы, что даст возможность овладеть курсом дидактики только описательно, на уровне представлений.
Традиционно в процессе изучения педагогических дисциплин у студентов формировались важнейшие понятия о дидактических явлениях по их чисто внешним признакам (например, об уроке), а не на основе внутренних признаков и закономерностей.
Дидактика - это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Ведь обучение осуществляется и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обучения осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гимназии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества.
Процесс обучения, как и любое другое социальное явление общественной жизни, совершенствовался в зависимости от характера общественного производства (ремесленное, машинное и пр.).
Педагогическая деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется двумя важнейшими аспектами: с одной стороны, уровнем знаний теоретических основ науки, с другой - развитием логического и образного мышления.
Ныне существующий курс дидактики (и соответствующие учебники) в педвузах часто критикуют, считается, что дидактика устарела, не отражает новых технологий обучения. Устарела описательная дидактика как учебная дисциплина, раскрывающая чисто внешние признаки традиционного репродуктивного характера обучения, представления о котором имеются у каждого человека с раннего детства (все обучались в детском саду, в школе). Не случайно на IV съезде Российского союза ректоров высших учебных заведений (29 марта 1996 г.) отмечалось, что в настоящее время наметился «разрыв между обучением и наукой».
Дидакты не должны дублировать методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и не должны освещать историко-педагогические вопросы (в частности вопросы развития отечественной системы образования, развития идей политехнического образования, идей развивающего обучения и т. п.)
Необходимо разработать новый курс «Основы общей дидактики в системе профессиональной подготовки будущих учителей».
Данное учебное пособие является попыткой подойти к обучению студентов дидактике с новых позиций.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика