МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Джуринский А. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава первая. Школьные системы. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Проблема демократизации школы. . . . . . . . . 6
2. Школьные системы на современном этапе. . . . . . . .12
3. Школьный учитель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
4. Реформы высшей школы
. . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Глава вторая. Школьное образование. . . . . . . . . .39
1. Полемика о путях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . .39
2. Результативность образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
3. Эволюция программ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
4. Дифференциация образования и обучения
. . . . . . . . 63

Глава третья. Школьное воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . 80
1. Теоретические обоснования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
2. Приоритеты и проблемы школьного воспитания. . . . . . . . . 87
3. Практика школьного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . 98
4. Воспитывающее обучение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
5. Школа и семья
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113

Глава четвертая. Модернизация обучения и воспитания. . . . .120
1. Проблемы обновления учебно-воспитательного процесса. .120
2. Экспериментальные школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
3. Новые технические средства обучения. . . . . . . . . . . . . . 149
4. Школа и пожизненное воспитание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
5. Средства массовой информации в воспитании. . 162
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Рекомендуемая литература
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

Учебное пособие
Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений
сравнительная педагогика


УДК 37. 02(075. 8)

ББК 74. 00я73 Д42
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы Э. А. Нефедова
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор М. Г. Пяохова, канд. пед. наук Я. М. Воскресенская
Джуринский А. Н.
Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. Д42 сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с. ISBN 5-7695-0122-7
В пособии дан сравнительный анализ основных процессов школьного образования и воспитания в современном мире, в нем представлены разнообразные материалы о современном состоянии школы и педагогики ведущих стран мира
Адресованное студентам средних и высших педагогических учебных заведений пособие может быть полезно также работникам школьных учреждений и ведомств, всем, кто интересуется развитием образования и воспитания в современном мире.
ББК 74. 00я73


ISBN 5-7695-0122-7

©Джуринский А. Н. , 1998
© Издательский центр «Академия», 1998

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение сравнительной педагогики обычно связывают с публикацией в 1817 году французским ученым Марко м-Антуаном Жюльеном брошюры «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», где был дан анализ школьно-педагогического опыта Франции и Швейцарии.
В настоящее время сравнительная педагогика переживает пору расцвета: регулярно проходят европейские и мировые конференции, постоянно действует Европейское общество сравнительной педагогики. В 1995 году на международной конференции в Токио были предприняты шаги по организации Азиатской ассоциации сравнительной педагогики. Во всех ведущих странах функционируют национальные общества сравнительной педагогики.
В России при Академии образования существует Совет по сравнительной педагогике. Курс сравнительной педагогики введен в программу педагогических вузов.
Объектом внимания сравнительной педагогики является образование и воспитание в современном мире. Надо иметь в виду, что сравнительная педагогика одновременно национальна и интернациональна. Ее представители рассматривают зарубежный опыт сквозь призму и приоритеты отечественной школы и педагогики.
Сравнительная педагогика преследует две взаимосвязанных задачи: сопоставление педагогических идей и школьной практики и формулирование на этой основе теоретических подходов универсального, прогностического характера.
Соответственно предмет сравнительной педагогики содержит компаративизм (сравнение) и обобщение. Другими словами, сравнительная педагогика изучает воспитание и образование синхронно, в сопоставлении, конструируя в итоге теоретические модели, выделяя своеобразный «сухой остаток».
Ученые-компаративисты, отрабатывая технологию исследований, отдают предпочтение изучению школьно-педагогического опыта стран с ярко выраженными различиями. Особое значение придается преодолению терминологических разночтений. К примеру, в разных языках вкладывается далеко не одинаковое содержание в понятия «воспитание», «среднее образование», «высшее образование» и т. д.
Имеются серьезные разночтения в понимании содержания сравнительно-педагогических исследований. Ряд ученых (В. Маллинсон, например) исходят из понимания воспитания как следствия национальной психологии. Другие ученые (Б. Барбер, Б. Холмс) рассматривают сравнительную педагогику прежде всего как науку социальную.
При определении предмета сравнительной педагогики нельзя упускать ее междисциплинарный характер. Сравнительная педагогика тесно связана с философией образования, историей педагогики, теорией воспитания и образования, школоведением и т. д. В поле ее зрения могут оказаться не только нынешние реалии, текущая ситуация и перспективы, но и прошлое школы и педагогической мысли. На подобном историческом подходе особенно настаивали Николае Ханси Фредерик Шнейдер.
Задачей данного учебного пособия является ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии школьного образования и воспитания в современном мире. Для будущих педагогов это весьма важно, поскольку поможет приобщиться к общечеловеческим приоритетам в области воспитания и обучения.
Изучение мирового школьно-педагогического опыта способствует формированию открытого педагогического мышления, когда осваивается все целесообразное, что накоплено в школьном воспитании и образовании.
При всей специфичности характеристик школы и педагогики отдельных стран в них отражены актуальные и общие для всей планеты подходы к управлению, содержанию, формам, методам воспитания и обучения. Сравнительная педагогика позволяет приобщаться к таким ценностям в воспитании и образовании, которые лежат вне корпоративных, узко понимаемых социальных и национальных интересов.
В предлагаемом учебном пособии дана характеристика основных тенденций развития теории и практики школы второй половины XX столетия. Особое внимание уделено проблемам диверсификации образования, внедрению педагогических средств, развивающих инициативу, самостоятельность, творчество, создания структуры эксперимент — массовая школа.
Рассмотрены также магистральные направления реформ школьных систем и входящих в них типов общеобразовательных учреждений; эволюция программ школьного образования, методов, форм и организации обучения; модернизация практики школьного воспитания; деятельность экспериментальных учебно-воспитательных учреждений; вне
дрение новых технических средств в учебно-воспитательный процесс.
Затронутые проблемы и темы рассмотрены с учетом того, что в мире существует несколько эпицентров школьного образования и воспитания. Это США, Западная Европа, Япония и Россия.
Пособие восполняет дефицит учебно-педагогической литературы по сравнительной педагогике, который испытывают педагогические вузы и коллежи. Его уместно использовать при освоении нормативного курса, на спецсеминарах и спецкурсах, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.


 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика