МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Боуэн Д. История западного образования. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет

ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальные проблемы теории и истории образования в свете работы Джеймса Боуэна. 3
Список литературы
..... 43

Джеймс Боуэн. История западного образования.
Том третий. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет
(перевод с сокращением)....... 45
Предисловие........... 46

Глава 1. Образовательное наследие модерн — Запада.......... 53
Пролог: модерн-традиция образовательного dissent (разногласия, раскола)     53
Образование как инструмент христианской цивилизации... 54
Достижения Средневековья..... 54
Идеологии XVI века...... 58
Обеспечение образования: порядки XVI столетия........... 59
Протестанские сдвиги: Германия и Англия 60
Лютеранская инициатива в Германии... 60
Превосходство протестантов в Англии 61
Эра Элизабет: образование как агент протест антизации...... 62
Экстремистский протестантизм: английский пуританизм.... 62
Школы католического неподчинения и скрытого сопротивления    63
Образовательное развитие при Элизабет: устранение церковного контроля.        63
Католический ответ: образование при Габсбургах.. 64
Католическая реформация и Общество Иесуса. 64
Доминирование иезуитов в образовании в габсбургских областях   66
Разделенный католицизм: образование во Франции............ 66
Продолжение средневековой традиции образования....... 66
Вызовы традициям: гуманистические влияния... 67
Атака Рамуса — 1515–72
(Pierre de la Ramee или Petrus Ramus).... 68

Гугенотское образование
.......... 69

Глава 2. Научная революция семнадцатого столетия
Вызовы аристотелизму: новая космология. 70

Обновление знания: бэконианский змпиризм......... 71
Соломонов дом: колледж для экспериментирования....... 72
Новые институции учения: академии и научные общества 73
Итальянские начала и их развитие........ 73
Великий век французских академий........ 74
Модифицированная традиция: картезианский рационализм 75
Монтмор Академия и Академия наук......... 77
Ученые общества в Англии: Грешем колледж и Королевское общество
.. 78

Глава 3. «Реформация школ»: утопия и реальность в XVII столетии...... 82
Голоса раздора: отрицание классической гуманистической традиции       82
Разногласия XVI в. во Франции и Италии........... 83
Образовательный цинизм и отрицание гуманизма.......... 84
Скептицизм Монтеня.. 84
Поиск стабильности: ранние утопические видения......... 85
Две христианские утопии: Андреа и Кампанелла............ 85
Видение Коменуса: утопия через знание.... 87
Ранние годы до 1627: вера и разум........ 87
К теории образования: единство всего человеческого опыта 88
Первые шаги к реформе: ранние образовательные сочинения Коменуса.... 88
Didactica magna: образование как органическая непрерывность     89
Идеал градуированных серий пансофских текстов.......... 90
Продолженная утопия: кружок Хартлиба... 90
Политическое развитие Англии в 1603–1649...... 91
Сэмуэл Хартлиб: «великий интеллигент Европы»........... 91
Модифицированный пуританизм: Трактат Об образовании Мильтона..... 92
Радикальная реформа: предложение Вильяма Петти (1632–87) о технико-научном образовании.... 92
Реформа изнутри традиции: реформируемая школа Джона Дьюри           93
Непосредственные достижения Коменуса:  инновация учебников
       95

Глава 4. Реформация — в сторону Просвещения: расширение обучения.
I. Католическая консервативная традиция..... 96

Католицизм в конфликте: образование  во Франции........... 96
Учебные конгрегации: Урсулины (Медведицы),
Оратории (молитвенные) и Пиаристы (Искупители, молящие?)    97

Янсенизм и школы Пор-Рояля... 97
Деструкция гугенотского образования.. 99
Ла Салье и Братья Христианских Школ 99
Народная грамотность и образование девочек 100
Консолидированный католицизм 102
Испания, Португалия и Новый Мир..... 102
Габсбургское образование под контролем иезуитов
...... 103

Глава 5. Реформация в сторону Просвещения:  расширение обучения.
II. Протестантская инициатива........... 105

Протестантизм устанавливается в Англии............ 105
Грамматические школы в Англии: век филантропов..... 105
Университеты и англиканская правящая элита............ 106
Религиозный спор и образовательные инновации: спорящие академии.... 107
Образование как коммерческое дело: частные школы и академии.... 108
Народное образование и движение благотворительных школ....... 109
Образование в Европе: протестантский север....... 111
Реформационная поддержка: усилия по заполнению школ... 111
Прогресс в Пруссии: школы Франке в Галле..... 111
Возникновение реальной школы и модерн-учебного плана
............ 113

Глава 6. Образование и Просвещение: концептуальная революция............ 115
Изменение концепций образования:  влияние науки и эмпиризма...... 115
От научной революции к Просвещению............ 115
Декарт и Ньютон: в сторону новой науки........ 116
Джон Локк: эмпиризм и знание........... 118
Локк: эмпиризм и образование 120
Следование эмпиризму: идеи Просвещения....... 121
Философы: Вольтер, Ламетри, Гельвеций....... 122
Энциклопедия 123
Революция в образовательном мышлении: воздействие Руссо..... 124
Традиции незнания: практика воспитания детей в XVIII в........ 125
Эмиль: доктрина естественного воспитания (education).......... 126
Эмиль: естественное образование и культурные ценности...... 130
Социальная совесть и моральный рост............ 132
Роль школы: соображения о правительстве Польши.... 136
Ответ Руссо: action and reaction......... 138
Эмиль в практике: Базедов и Филантропинум. 138
Реакция иезуитов: имитация «Эмиля»
139

Глава 7. Век революций 1762–1830: теоретические
обоснования образования для Нового Порядка...... 141

Революции: политическая, экономическая,
индустриальная. 141
Общественный договор и политическое действие......... 141
Спокойная революция: экономическое
и индустриальное развитие.... 142

Немецкий идеализм и Кантов синтез....... 143
К новому эмпиризму: Лейбниц и динамический
взгляд на мир 143

Кант: опыт, знание и моральность.... 144
Абсолютная моральная теория Канта 145
Теория образования Канта..... 146
Практическое расмотрение образования......... 151
Органическая непрерывность и духовное свершение:
вклад Песталоцци........... 152
Раннее мышление: человек и природа.. 152
Образование соответственно природе:
Леонард и Гертруда.. 153

Теория органического развития и непрерывности......... 154
Созерцание: интуитивное наблюдение природы............ 156
Аншауунг: образовательное применение........... 157
От интеллектуального развития к моральному............ 158
Систематическое культивирование добродетели: педагогика Гербарта....... 160
Моральный рост в реальном мире....... 160
Опытное построение сознания............ 161
Образовательная задача: педагогическая интервенция. 163
4-шаговая методология обучения........ 165
Достижения Гербарта: основания для будущего
........... 166

Глава 8. Век революций 1762–1830 167
Начала национальных систем...... 167
К национальной системе во Франции...... 167
От «Эмиля» к революции........ 167
Декада революционных обеспечений образования 1789–99......... 166
Конвент: период конструктивного законодательства 1794–1799..... 171
Образование при Наполеоне: Имперский Университет. 175
Пруссия: образование для корпоративного государства........ 178
Фихте: образование для морального возрождения........ 178
Основы прусской государственной системы.... 179
Гегель: государство как инструмент божественной цели
... 180

Глава 9. Буржуазная эпоха в Европе 1815–1900:
либеральная реформа и консервативная реакция.. 184

Буржуазная позиция: защита привилегий. 184
Обучение масс 1800–1850............ 185
Новая радикальная философия: британский утилитаризм 185
Образование для бедных путем взаимного обучения: Ланкастер, Белл и мониториальная система....... 188
Сектантское соперничество: англиканская предосторожность    189
Распространение мониторной системы.......... 190
Буржуазные концессии: дуальная система образования.      191
Британия: независимая, добровольная система............ 191
Британия: обеспечение народного образования 1833–1900..... 193
Франция: конфликт церкви — государства в образовании............ 195
Франция: конфликт консерваторов и либералов в образовании............ 196
Пруссия: образование на службе корпоративного государства 
     197

Глава 10. Наука и образование: к новой педагогике........... 202
Понятие органического холизма в образовании.... 202
Конфликты в науке и философии в раннем XIX столетии............ 202
Школы натурфилософии........ 204
Образовательная реформа: применение холизма Песталоцци.. 204
Фридрих Фрёбель: образование и натурфилософия....... 205
Органическое развитие школы: детский сад.... 207
Позитивистская наука и утилитарное образование............ 208
Развитие в науке: от холизма к позитивизму... 208
Образовательные следствия: сдвиг к педагогическому эмпиризму  210
Научное образование достигнуто: американское  гербартианство.      212
Развитие высшего образования в Соединенных Штатах 1830–1900... 212
Народное образование в США в 1830–1900...... 214
Формальное образование учителей: эра нормальных школ 216
Идеал прогресса: научная педагогика
.. 216

Глава 11. Новая эра в образовании:
I. Утопические и прогрессивные движения в Европе...... 223

Отрывочные пути к прогрессу: идеологии будущего.......... 223
Ранний утопический социализм: Роберт
Оуэн (1771–1838) и кооперативное движение.. 223

Раннее социалистическое движение во Франции:
Фурье и Сен-Симон.... 225

Социалистическое движение: Маркс и научный социализм..... 227
Моральная регенерация: религия purified (очищенная).. 228
Новая наука психология: физиологического происхождения.......... 231
Новая эра в поле зрения: М. Монтессори  и прогрессивное движение в Европе         239
М. Монтессори и поиск прогрессивной науки об образовании.......... 233
«Научная педагогика» Монтессори..... 234
Европа: независимое прогрессивное движение
. 237

Глава 12. Новая эра в образовании:
II. Прогрессивизм в Соединенных штатах...... 239

Радикальная американская философия: Джон Дьюи и доктрина экспериментализма... 239
Холистская психология, применяемая к образованию: вклад Уильяма Джемса........... 240
Американская реакция на гербартианство....... 244
Проблематизация традиции: школа как социальная лаборатория  245
Рефлективное мышление: научный метод, применяемый в учении............ 246
Системная теория образования: «Демократия и Образование».......... 247
Экспериментализм в противоречии: возражения против теориии......... 251
Американский прогрессивизм на практике........... 254
Реформный импульс американского образования 1890–1918..... 254
Прогрессивизм в действии: 1919–1929 255
Американский прогрессивизм и социальный конфликт 1929–1939
.. 257

Глава 13. Подъем национального планирования.  1870–1939 259
Динамики изменения...... 259
Развитые нации: задающие темп развитию образования....... 261
Соединенные Штаты 261
Британия и ее колонии............ 262
Франция........ 264
Германия и Бельгия.... 266
Восточная Европа: мятежный национализм.......... 268
Южная Европа: реакция и модерн эра...... 269
Испания и Португалия............ 269
Запад в беспорядке: вызов тоталитаризма 1919–1939......... 273
Италия......... 273
Нацистская Германия
277

Глава 14. Социалистический миллениум:
Советский Союз 1917–1940............ 281

Наследие царизма........... 281
Ранняя история образования: православная традиция...... 282
Цари глядят на Запад: от Петра Великого до Екатерины 1700–1800........ 284
Буржазная эпоха: реакция и репрессии 1801–1900......... 287
Российское образование в раннем XX в. 1900–1917........ 290
В век Просвещения........ 292
Накануне революции.. 292
Комиссариат Просвещения: ранние большевистские изменения     294
Идеологическая проблема: отсутствие марксистской теории образования    299
Социалистическая школа как экспериментальная лаборатория      301
Декада буйного эксперимента 303
Модифицированный золотой век: сталинистская эра......... 310
Декада образовательной реакции: буржуазное возвращение.. 310
Антон Макаренко и практика коллективного образования.
. 313

Глава15. Паттерны развития: значимые тенденции и проблемы с 1945 до современности .... 320
Западное превосходство: вызовы и ответы............ 320
Коммунистические вызовы: советизация Европы 1946–56......... 320
Западный ответ: растущие надежды и консервативная отрицательнвя реакция 1946–1957..... 324
Эра научного позитивизма.......... 327
Запад в наступлении: образование для развития 1957–67......... 327
Драматический раскол: радикальные вызовы 1967–73......... 333
Движение дескулизации (deschooling movement) 342
По ту сторону риторики: проблемы современного общества...... 345
Задача на будущее: в сторону когерентной теории образования....... 352
Образовательные проблемы будущего: равенство и ответственность... 352
В постпозитивистской эре..... 354
Путь вперед: образование в новом нравственном мире.
356


История западного образования

Джеймс Боуэн

История западного образования.
Западная Европа эпохи модерна
и Новый Свет

Перевод с английского — В.В. Платонов

James Bowen. A History of Western Education. Volume Three. The Modern West Europe and the New World.
(Methuen & Co. Ltd., 1986)

Автор вступительной статьи перевода
В.В. Платонов

Москва
2013

УДК 37
Б86

Автор вступительной статьи
«Европейское образование эпохи модерна. Проблемы
теории и истории. По материалам книги Боуэна»
кандидат философских наук, академик РАЕН
В. В. Платонов

Боуэн, Д.
История западного образования. Западная Европа эпохи модерна и Новый Свет / Д. Боуэн ; пер. с англ и вступительная статья —В.В. Платонов. – М. : ВНИИгеоси-стем, 2013. – 370 с. – Перевод (сокращенный) изд.: James Bowen. A History of Western Education. Volume Three. The Modern West Europe and the New World. Methuen & Co. Ltd, 1986. – 664 рр.

В работе дается анализ новых тенденций в исследова-нии образования: расширение горизонта исследований от внутришкольной педагогической проблематики к изучению образования как автономной системы в более общем контексте – в культуре во взаимоотношениях с ее другими подразделениями – с политической властью, рыночной экономикой, наукой, моралбю, искусством, СМИ и др., а также с их интеграцией на философско-мировоззренческом уровне. Особая ценность книги Д. Боуэна, которая публикуется здесь в сокращенном переводе, состоит в том, что указанная многообразная проблематика раскрывается в ее историческом развитии. В комментарии В.В. Платонова выявляются недостатки психолого-педагоги-ческой методологии, доминирующей в отечественной педаго-гической мысли: позитивистская отстраненность от философии образования, от проблем автономии образования и его защиты от некомпетентных вмешательств политики, бизнеса и других социокультурных систем; недопонимание методологии гуманитарных наук, их роли в обосновании морали и воспитания, попытки заместить научный подход религией и др.

Любезно прислано переводчиком и автором вступительной статьи
© Перевод, вступительная статья. Платонов В.В.

© Оформление. ВНИИгеосистем, 2013
.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика