МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Загладин Н. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5
ЧАСТЬ I. МИР В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ: 1900—1945 ГГ. 7
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 7
§ 1. ИСТОКИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 7
Причины ускорения научно-технического развития. 8
Революция в естествознании. 8
§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 10
Развитие наземного и морского транспорта. 11
Авиация и ракетная техника. 11
Новые конструкционные материалы и энергетика. 12
Переход к индустриальному производству.
12
ГЛАВА 2. МИР НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВВ. 14
§ З. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РОССИЯ И ЯПОНИЯ: ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ 14
Две модели индустриального развития. 14
Роль государства в модернизации России, Германии и Японии. 16
Социальные итоги модернизации. 16
§ 4. ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 18
Метрополии, колониальные и зависимые страны. 18
Экономические кризисы и конкуренция на международной арене. 19
Колониализм и его последствия для индустриальных стран. 20
§ 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 23
Причины подъема антиколониальных движений. 23
Страны Азии в начале XX века. 24
Особенности развития стран Латинской Америки. 26
§ 6. ДЕРЖАВНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 28
Дальневосточный и балканский узлы противоречий. 29
Союз Центральных держав и Антанта. 30
Мировая война 1914—1918 гг.
30
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 33
§ 7. МАРКСИЗМ, РЕВИЗИОНИЗМ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ 33
Учение К. Маркса и рабочее движение. 33
Ревизионизм в партиях II Интернационала. 34
Социал-демократия и идеи В.И. Ленина. 35
Создание Коминтерна. 35
Из работы Р. Люксембург «Социальная реформа или революция?»: 36
§ 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 37
Формы социальных отношений. 37
Облик рабочего класса индустриальных стран. 37
Два течения в профсоюзном движении. 38
§ 9. РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 1900—1945 ГГ. 41
Реформы и социальная инженерия. 41
Революции и насилие: опыт России. 42
Революции XX века: основы типологии.
42
ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН 45
§ 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ 45
Либеральное государство в начале XX века. 45
Социальная политика: опыт Западной Европы. 47
«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта и его итоги. 48
§ 11. ТОТАЛИТАРИЗМ КАК ФЕНОМЕН XX ВЕКА 51
Идеологические и политические основы тоталитаризма. 51
Особенности тоталитарных режимов. 52
Сила и слабость тоталитаризма. 52
§ 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ 54
Идеология фашистских партий. 54
Фашистский режим в Италии. 55
Особенности германского фашизма. 56
§ 13. СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ТОТАЛИТАРИЗМА 59
Партия большевиков: путь к власти. 59
От «военного коммунизма» к нэпу. 60
Тоталитарная диктатура в СССР и ее особенности.
60
ГЛАВА 5. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: 1900—1945 ГГ. 64
§ 14. ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В 1920-Е ГГ., МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ 64
Антанта и Советская Россия. 64
Мирный план В. Вильсона. 65
Итоги первой мировой войны. 65
Пацифизм 1920-х гг. 66
§ 15. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1920-Х ГГ. 68
Брестский мир 1918 г. и его последствия. 68
Гражданская война и интервенция, 1918—1922 гг. 69
Советская дипломатия 1920-х гг. 69
Коминтерн и внешняя политика СССР. 70
§ 16. НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 72
Очаги военной опасности. 73
Политика умиротворения агрессоров. 74
Советско-германский договор о ненападении. 74
§ 17. ОТ ЕВРОПЕЙСКОЙ К МИРОВОЙ ВОЙНЕ: 1939—1941 ГГ. 77
Первый этап войны, 1939—1941 гг. 77
Нападение Германии на СССР. 78
Создание антигитлеровской коалиции. 79
§ 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 82
Трудный путь к победе. 82
СССР и страны Запада: проблемы взаимоотношений. 83
Итоги второй мировой войны. 84
Создание ООН. 85
Роль Восточного фронта во второй мировой войне
85
ГЛАВА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ 87
§ 19. ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ 87
§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА 91
§ 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО
94
ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ 97
ГЛАВА 7. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 97
§ 22. ТЕХНОЛОГИИ НОВОЙ ЭПОХИ 97
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. 97
Электроника и робототехника. 99
§ 23. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 100
Автоматизация и роботизация производства. 100
Индустрия производства знаний. 101
Новая структура занятости. 101
§ 24. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 103
Предпосылки и итоги возникновения ТНК. 103
Конкуренция в научно-технической сфере. 104
Противоречия современного мира
. 105
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 106
§ 25. НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ: СЛУЖАЩИЕ И «СРЕДНИЙ КЛАСС» 106
Рабочие в информационном обществе. 106
Служащие и «революция управляющих». 107
«Средний класс»: основные черты. 107
§ 26. НОВЫЕ МАРГИНАЛЬНЫЕ СЛОИ 109
Причины и формы маргинализации. 109
Зоны социального упадка. 110
§ 27. БУРЖУАЗИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК 111
Мелкие собственники города и деревни. 111
Средняя и крупная буржуазия.
112
ГЛАВА 9. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 113
§ 28. МОДЕРНИЗАЦИЯ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 114
Понятие этносоциальных отношений. 114
Миграции населения: насильственные и добровольные. 114
Иммиграционная политика и трудовые миграции. 115
§ 29. ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ 117
Межэтнические конфликты 1960—1970-х гг. в странах Запада. 117
Борьба с расизмом и расовой дискриминацией
. 117
ГЛАВА 10. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 120
§ 30. НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СТАНОВЛЕНИЕ ДВУХПОЛЮСНОГО МИРА 120
Истоки и причины «холодной войны». 120
«План Маршалла» и раскол Европы. 121
Военное соперничество СССР и США. 122
§ 31. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ОТ БЕРЛИНСКОГО ДО КАРИБСКОГО КРИЗИСА 124
Берлинский кризис 1948 г. и его последствия. 124
Война в Корее, 1950 124
Политика мирного сосуществования. 125
Карибский кризис 1962 г. и его значение. 126
§ 32. ПЕРИОД «ПАРТНЕРСТВА И СОПЕРНИЧЕСТВА» 127
Разрядка международной напряженности. 127
Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. 128
Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»
. 129
ГЛАВА 11. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ОТ «ОБЩЕСТВА БЛАГОДЕНСТВИЯ» К НЕОКОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 130
§ 33. «ОБЩЕСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ»: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 131
Формирование социально ориентированной рыночной экономики. 131
Методы осуществления социальной политики. 132
§ 34. КРИЗИС МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ: 1970-Е ГГ. 134
Новые проблемы развития в 1970-е гг. 134
Коммунисты и «новые левые» в Европе. 135
§ 35. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. И ЕЕ ИТОГИ 136
Неоконсерватизм как идейное течение. 137
Социально-экономическая политика неоконсерватизма. 137
§ 36. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ В 1990-е гг. 139
Социал-демократия: этапы развития. 139
Идеология современной европейской социал-демократии. 140
Массовые движения в политической жизни. 140
§ 37. ИНТЕГРАЦИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 142
Ступени интеграции в Западной Европе. 142
Итоги европейской интеграции. 143
Интеграционные процессы в Северной Америке
. 144
ГЛАВА 12. СССР И СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 145
§ 38. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 146
Восточная Европа: особенности модели развития. 146
Политика СССР в отношении восточноевропейских стран. 147
Углубление кризиса «реального социализма». 148
§ 39. ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА В СССР 149
Крах административно-командной системы. 149
Кризис идеологии. 150
Изоляция на международной арене. 151
§ 40. СССР И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОПЫТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 153
От перестройки к демократической революции. 153
Восточная Европа после социализма. 154
Кризис в СССР: причины и следствия. 154
§ 41. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ПОИСК ПУТИ РАЗВИТИЯ 157
Политическое развитие Российской Федерации. 160
Россия в СНГ
. 160
ГЛАВА 13. СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ: ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ 162
§ 42. ОСВОБОЖДЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 163
Конфликты и кризисы в развивающихся странах. 163
Итоги первых преобразований. 163
Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. 164
§ 43. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 165
Идеи социализма и социалистической ориентации в Азии и Африке. 166
Опыт новых индустриальных стран. 167
Специфика стран Южной Азии. 168
Исламский мир. 169
§ 44. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 169
Авторитарные режимы: опыт модернизации. 170
Перонизм и демократия в Латинской Америке. 171
Латиноамериканские страны в 1990-е гг.
172
ГЛАВА 14. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 173
§ 45. НАУКА, ИДЕОЛОГИЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 173
Теории общественного развития. 173
От «конца идеологии» к реидеологизации. 174
§ 46. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176
Культура молодежного бунта. 177
Расцвет национальных культур. 178
Духовная оппозиция тоталитаризму в СССР
. 179
ГЛАВА 15. МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ 180
§ 47. ВОЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ 180
Ядерное и обычное оружие: проблема распространения и применения. 180
Проблема ресурсов и загрязнения биосферы. 181
§ 48. УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОЕ РАЗВИТИЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 182
Высокие технологии и международное сотрудничество. 182
Экология и развитие 183
§ 49. МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ 186
Роль международных организаций в современном мире. 186
Проблемы нового миропорядка. 187
Российская Федерация и международная безопасность. 188
Заключение
190
КРАТКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ XX ВЕКА 191
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
198

Введение

История XX века характеризуется беспрецедентными по масштабам и динамизму переменами, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Значительно возросло взаимовлияние народов друг на друга, их взаимодействие. На международной арене конкуренция, противоборство индустриальных государств, приведшие к двум мировым войнам, сменились к концу века сотрудничеством большинства из них. Началось формирование устойчивого миропорядка, построенного на принципах права, взаимоуважения ведущими странами интересов друг друга.
Сложившийся со времен «отца исторической науки» Геродота (490—425 гг. до н. э.) подход к изучению истории как суммы событий, произошедших в отдельных странах, связанных друг с другом преимущественно войнами и дипломатией, неприменим для осмысления реальностей XX века.
Бесспорно, что в XIX веке, в период, когда небольшая группа европейских стран играла роль индустриальных центров мира, мощь и техническая оснащенность их флотов и армий позволяли им захватывать и осваивать земли в любой части мира. История этих стран и была всемирной историей. Другие народы, какой бы вклад они ни внесли в развитие мировой цивилизации и культуры, обрекались на пассивную роль объектов воздействия в мировой политике и международных отношениях.
В XX веке ситуация кардинально изменилась. Возрастающую роль в мировом развитии еще в начале века стали играть неевропейские страны - США и Япония. После второй мировой войны на международной арене выдвинулись Китай и Индия. К ним добавились десятки стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, Африки, располагающие большими людскими, природными ресурсами, внушительным промышленным потенциалом. Членами ООН в современном мире является 185 суверенных государств, большинство из которых участвует также в региональных и субрегиональных объединениях. Всего же в мире насчитывается 193 государства.
В этих условиях описание мировой истории как суммы историй отдельных стран, вполне уместное в справочных изданиях, становится совершенно недостаточным и даже нецелесообразным в рамках учебного, школьного курса истории современности. Прежде всего такой подход приводит к перенасыщению курса конкретной исторической информацией (именами, датами, цифрами, названиями). При внешнем ее изобилии она в любом случае окажется неполной. Но даже овладение этой информацией даст лишь фрагментарную картину мирового развития.
При рассмотрении истории XX века в традиционном ключе, как суммы историй отдельных государств, за конкретным материалом теряется видение тех общих проблем и процессов, которые и определяли ход мирового развития. Большая часть этих проблем связана с переменами в самих основах бытия современной цивилизации. Это, в частности, новые рубежи развития науки и техники; переход к новому типу производства, его социальные, политические последствия; углубление и интенсификация мирохозяйственных связей; возникновение глобальной взаимозависимости народов и государств в обеспечении военной, экологической, экономической, информационной безопасности и соответствующих интересов. Многие из происходивших на протяжении XX века перемен далеки от завершения, их последствия проявятся в полном объеме лишь в грядущем тысячелетии. Тем большее значение приобретает подготовленность российской молодежи к пониманию современных реальностей во всей их сложности и противоречивости.
Различия во взглядах современников на то, что определяло ход мирового развития, что в нем было главным, рождают споры между учеными не только в оценке значимости тех или иных событий, но и в периодизации истории XX века. Бесспорно, в жизни каждого народа были переломные события, которые открывали для него новый период развития, но это не значит, что они становились рубежными для человечества. При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как процесса постоянно происходящих взаимосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не всего мира, то жизни большинства населения Земли, то правомерно говорить о наступлении нового этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями (такими, как окончание второй мировой войны, завершение «холодной войны» и распад СССР). В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени на несколько лет. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.
В первые десятилетия XX века особенности экономических и социальных процессов, протекающих в индустриальных державах, определяли усиление противоречий в мировом развитии. С ростом концентрации производства и капитала в этих странах, переходом к крупномасштабному, конвейерному производству объем выпускаемой ими продукции стал систематически превышать платежеспособный спрос на нее. Отсюда углубление кризисов перепроизводства, обострение борьбы за контроль над рынками сбыта продукции, нарастание социальных противоречий.
Хаотичные тенденции в развитии ведущих стран мира отчасти компенсировались возросшими возможностями государственного регулирования экономических и социальных отношений. Они использовались как для смягчения остроты внутренних противоречий, так и реализации политических и социальных проектов, милитаризации экономики. В то же время попытки создать механизмы мирного решения спорных вопросов на международной арене оказались безрезультатными. Человечеству пришлось пережить две мировые войны.
Следующий этап мирового развития начался после разгрома фашизма во второй мировой войне. В большинстве индустриальных стран, утвердившихся на пути демократии, завершилось формирование модели социально ориентированной рыночной экономики. Соперничество между ними стало вытесняться сотрудничеством. Благодаря интеграции, интернационализации капитала, деятельности транснациональных корпораций (ТНК) между ведущими странами сложились отношения взаимозависимости. В то же время на международной арене обострились новые противоречия, в частности индустриальных государств «Севера» с модернизирующимися странами «Юга». С крахом системы колониализма освободившиеся страны стали искать пути повышения своей роли в мировых делах, ускоренной модернизации, значительно возросло многообразие моделей социального и политического развития.
Глобализация экономической жизни, обострение проблем экологии, рост противоречий, связанных с незавершенностью процессов модернизации обширных районов мира, идущих путем «догоняющего» развития, стали серьезной угрозой международной стабильности, источником трудноразрешимых проблем для многих государств.
После второй мировой войны, принесшей огромные страдания народам, тем более с появлением ядерного оружия, в мировом сообществе возникло осознание того, что человечество не может позволить себе решать возникающие противоречия военными средствами. Стала очевидной потребность создания стабильного миропорядка. Однако вопросы о том, на каких принципах будет строиться этот миропорядок, чьи интересы в первую очередь он будет отражать, не находили решения.
Важнейшая черта послевоенного мира состояла в том, что конфликт по вопросу о принципах миропорядка обусловил возникновение противостояния двух великих держав, СССР и США, создавших глобальные системы союзов. «Холодная война» определяла характер мирового развития более четырех десятилетий, исключая создание эффективных механизмов решения его проблем и противоречий. С распадом СССР мир приобрел черты однопол яркости. Возросла роль группы высокоразвитых, охваченных процессами интеграции стран, среди которых особую роль играют США. В этих странах сложилась экономика, основанная на высоких технологиях, производстве знаний, что дает основание рассматривать их как ареал возникновения новой цивилизации — информационного общества. В то же время проблема окончательного утверждения миропорядка, гарантирующего учет интересов отдельных стран, в частности России, и в конце XX века не нашла окончательного решения.
Общие контуры будущего миропорядка III тысячелетия, закладывавшиеся на протяжении всей истории XX века, рассматриваются в заключительных главах учебника, главная задача которого — представить целостную картину развития современного человечества.

Данные, затрагивающие специфику развития отдельных стран, регионов мира, приводятся в рамках соответствующих проблемных разделов учебника. Кроме того, учебник снабжен синхронистической таблицей, обширными фактическими, цифровыми, биографическими сведениями для тех, кто стремится к углубленному изучению истории современности. В работе над курсом были использованы материалы, представленные Дахиным В.Н., Загладиной Х.Т., Загладиной А.Н.


ББК 63.3(0)
3 14
Введение:
Научный руководитель издания —
доктор исторических наук, профессор
В.И. Уколова
Рецензенты:
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук
В.В. Рогинский;
Заведующий кафедрой методики преподавания истории
и общественно-политических дисциплин МПУ,
кандидат исторических наук, доцент
А.Н. Фукс;
Учитель истории школы № 498 Центрального округа г. Москвы
В.Я. Румянцев
Методический аппарат —
кандидат исторических наук
Л.И. Ларина
Художественное оформление, макет
С.Н. Якубовский

Загладин Н.В.
Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. — 400 с.: ил.

ISBN 5-8253-0016-3
Книга представляет современную научную картину мирового развития в XX столетии в его многофакторности и подлинном разнообразии. Информационная насыщенность авторского повест-вования, современная подача материала, удачное сочетание проблемности и конкретно-исторического изложения выдвигают книгу в ряд наиболее интересных школьных учебников.
ББК 63.3(0)
ISBN 5-8253-0016-3
© ООО «ТИД «Русское слово-PC» 2000.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика