МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Сороко-Цюпа О.,Смирнов В, Посконин В. Мир в начале XX века, 1898—1918

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Глава I. Мир на рубеже XIX—XX вв.
§ 1. Народы мира, государства и общества
Население мира: численность и особенности расселения.
Метрополии, колонии и зависимые страны.
Цивилизации. Запад и Восток.
Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки.
Основные идейно-политические течения.
§ 2. Основные процессы социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки в конце XIX в.
§ 3. Наука и техника
Революция в естествознании.
Развитие фундаментальных и отраслевых наук.
Новая техника и новые технологии.
Новые формы организации массового производства и новая техника.
§ 4. Общественная мысль, искусство и литература
Технический прогресс и общественная мысль.
Неоромантизм. Стиль модерн.
Новые художественные течения в искусстве: авангардизм.
Литература «критического реализма».

Глава II. Страны Европы и США в конце XIX — начале XX в.
§ 5. Новый этап развития капитализма
Завершение территориального раздела мира колониальными державами к началу XX в.
Монополистическая стадия капитализма.
Новая эпоха и политика буржуазного реформизма.
Деятельность II Интернационала.
§ 6. Великобритания
Экономическое развитие.
«Викторианская эпоха».
Рабочее движение.
Буржуазный реформизм.
Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в.
§ 7. Германия
Государственное и политическое устройство.
Экономическое развитие.
Правительство Бисмарка.
Рабочий класс и социал-демократическая партия.
§ 8. Франция
Экономическое положение.
Третья республика.
Радикалы у власти.
Рабочее и социалистическое движение.
§ 9. Соединенные Штаты Америки
Экономическое развитие США.
Идейно-политическая борьба в США после гражданской войны.
«Прогрессивная эра». Т. Рузвельт.
Рабочее движение
Экспансионизм. «Дипломатия большой дубинки» и «дипломатия доллара».
§ 10. Австро-Вонгрия
«Лоскутная империя».
Социально-экономическое развитие.
Кризис Австро-Венгерской империи.

Глава III. Азия и Африка в конце XIX — начале XX в.
§ 11. Пробуждение Азии: традиционализм и модернизация
Особенности восточных традиционных обществ.
Кризис традиционного общественного строя.
Зарождение национально-освободительных движений.
§ 12. Китай
Социально-экономическое и политическое положение Китая на рубеже XIX и XX в.
«Сто дней реформ» и их провал.
Начало революционной деятельности Сунь Ятсена.
Народное восстание под руководством тайного общества Ихетуань.
Суньятсенизм. «Три народных принципа».
Реформы Цы Си в 1906—1908 гг.
Буржуазная революция 1911 — 1912 гг.
Установление диктатуры Юань Шикая.
§ 13. Япония
Социально-экономическое и политическое развитие после революции Мэйдзи 1868 г.
Японо-китайская война 1894—1895 гг. и ее последствия.
Русско-японская война 1904—1905 гг.
Политическое развитие Японии в конце XIX — начале XX в.
Преобразования в области культуры. «Японский дух, европейское знание».
§ 14. Индия
Индия — жемчужина в английской короне.
Социально-экономическое положение Индии в конце XIX — начале XX в.
Деятельность Индийского национального конгресса.
Подъем индийского национально-освободительного движения.
Начало «движения ненасильственного сопротивления».
§ 15. Турция
Османская империя к началу XX в.
Младотурецкая буржуазная революция 1908 г.

Глава IV. Латинская Америка в конце XIX — начале XX в.
§ 16. Социально-экономическое положение стран Латинской Америки
Исторические особенности и место Латинской Америки в мировом хозяйстве.
Социально-экономическая структура стран Латинской Америки.
§ 17. Борьба народов Латинской Америки за демократические и социальные преобразования в конце XIX — начале XX в. Мексиканская революция
Социальные и политические движения в странах Латинской Америки.
Мексиканская революция 1910— 1917 гг.
Свержение диктатуры Диаса. Правительство Мадеро у власти (1911—1913).
Контрреволюционный переворот. Военная диктатура Уэрты.
Мексиканская конституция.

Глава V. Первая мировая война и революции
§ 18. Международные отношения в конце XIX — начале XX в.: путь к войне
Великие державы в начале XX в.
Первые войны за передел поделенного мира.
Оформление франко-русского союза (1891—1893).
Англо-русское соглашение и оформление Тройственного согласия (1907).
Балканский союз и первая Балканская война (1911—1912).
Вторая Балканская война.
§ 19. Начало войны и ее характер (1914—1916)
Июльский кризис 1914 г.
Цели участников войны. Ее характер.
Провал плана «молниеносной войны».
Военные действия в 1915 г.
Военные действия в 1916 г.
§ 20. Состояние экономики и обострение социальных противоречий в воюющих странах
Военный государственно-монополистический капитализм.
Кризис «гражданского мира».
Февральская революция в России. Подъем антивоенного движения в Европе.
Вступление в войну США.
§ 21. Завершающий этап войны. Революции в странах Центральной и Восточной Европы(1917—1918)
Военные действия в 1917 г.
Октябрьская революция в России. Брестский мир.
Революции в странах Центральной Европы. Окончание мировой войны.
Итоги развития общества в конце XIX— начале XX в.

 

Предисловие

Предлагаемые материалы рассматривают события всемирной истории, которыми заканчивается период новой истории. Находясь на стыке двух веков, этот исторический отрезок, с одной стороны, завершает эпоху буржуазных революций и капитализма свободной конкуренции, с другой, охватывает процессы всемирной истории XX в., идущие к сегодняшнему времени. Ограниченный объем этого издания определил более сжатое, конспективное освещение событий относительно «мирного» периода последней трети XIX в. Кроме обобщающих глав, материалы к учебнику содержат разделы по истории основных стран Европы, Америки и Азии в конце XIX — начале XX в. Предполагается, что история России, изучаемая в качестве другой учебной дисциплины, может послужить важным дополнением к предлагаемому пособию.
Авторы используют цивилизационный подход в освещении исторических событий и процессов, что определяет отказ от узкоклассовой интерпретации и догматического объяснения.
Важным принципом материалов является асинхронность экономических, политических и культурных процессов в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Эти различия в темпах и формах развития XIX в. углубил. В конце XIX —начале XX в. в центр цивилизационного развития на первый план вышла проблема модернизации традиционных обществ, начался процесс подтягивания остального мира к уровню развития западноевропейских стран, которые с того времени и на протяжении всего XX в. стали «первым эшелоном капитализма». Во «втором эшелоне», в состоянии «догоняющего развития», оказались в последней трети XIX и начале XX в. Юго-Восточная Европа, Южная Европа, Россия, Япония. В начале XX в. Азия и Латинская Америка в качестве «третьего эшелона» также предприняли попытки выхода на путь модернизации по западноевропейскому образцу. Именно с этими процессами была связана новая волна революций, социальных движений, острая классовая борьба в начале XX в.
В материалах читатель встретит новые термины и понятия, которые входят в наше сознание: правовое государство, права человека, гражданское общество, представительные учреждения и некоторые имена политических деятелей, ученых, художников, изобретателей, названия политических и религиозных течений, направлений в искусстве. Для дополнительной информации можно использовать словари, что облегчит усвоение учебного материала.
Материалы носят экспериментальный характер, и авторы надеются, что учителя помогут дальнейшей работе над учебником, высказав критические замечания и пожелания.

ББК 63Д0)53я72
        С65
§ 4, 5, 11 —18 написаны О. С. Сороко-Цюпой
§ 6—10 написаны В. П. Смирновым § 3, 19—21 написаны В. С. Поскониным
«Предисловие», § 1, 2, «Итоги развития общества в конце XIX —начале XX в.» написаны совместно О. С. Сороко- Цюпой и В. П. Смирновым
Вопросы и задания составлены А. И. Самсоновым
С65
Сороко-Цюпа О. С. и др.
Мир в начале XX века, 1898—1918: Материалы к курсу «Новая история» для 10 кл. сред. шк. / О. С. Сороко-Цюпа, В. П. Смирнов, В. С. Посконин; Под ред. О. С. Сороко-Цюпы. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с. — ISBN 5-09-004867-3.
Данные материалы предназначены для временного использования в 10 классе средней школы по курсу «Новая история» вместо стабильного учебника и освещают основные проблемы новой истории за 1898—1918 гг.

4306020600
103(03)-92      инф. письмо—93, доп. №2
ББК 63.3(0)53я72
ISBN 5-09-004867-3
© Сороко-Цюпа О С . Смирнов В. П., Посконин В. С, 1992.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика