МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Рейфман П. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление . Первые шаги

Глава первая. От Первого до Второй. “Курносый злодей”

Глава вторая. “Дней Александровых прекрасное начало”... “Кочующий деспот”

Глава третья. “... Должно повиноваться, а рассуждения свои держать при себе”

Глава четвертая. Тягостное благоволение (поэт и император). Часть l

Глава четвертая. Тягостное благоволение (поэт и император). Часть 2

Глава пятая. Эпоха цензурного террора

Глава шестая. ''Песни о свободном слове''. Часть l

Глава шестая. ''Песни о свободном слове''. Часть 2

Глава седьмая. ''Тяжелая пора листопада''

Глава восьмая. “А в октябре его немножечко того...”

Библиография по русской цензуре


Часть вторая. СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ ЦЕНЗУРА

Вместо вступления

Глава первая. ”Самый человечный человек”

Глава вторая. “Министерство правды”

Глава третья. Реализм по- советски.. Теория

Глава четвертая. Реализм по-советски. Практика

Глава пятая. Вторая мировая. Часть 1.

Глава пятая. Вторая мировая. Часть 2.

Глава шестая. “О Сталине мудром, родном и любимом...”

Глава седьмая. “Оттепель”

Глава восьмая. ”Теперь по Брежневу мы движемся вперед...”. Часть 1.

Глава восьмая. ”Теперь по Брежневу мы движемся вперед...”. Часть 2.

Глава девятая. Похороны генсеков

Глава десятая. Перестройка, перестройка!.. Беловежская пуща

Глава одиннадцатая. Вперед в прошлое. Часть 1.

Глава одиннадцатая. Вперед в прошлое. Часть 2.

Глава двенадцатая. “Адаптированная демократия”.

Заключение

Библиография по советской и постсоветской цензуре

 


Ларисе Вольперт - любимой, другу, жене,

с которой мы вместе с 1948 года, посвящаю

ОТ АВТОРА. Я решил вывести в интернет курс «Из истории русской, советской и постсоветской цензуры», который прочитан мною для магистрантов и докторантов, филологов Тартуского университета, в 2001 – 2003 годах. Само название курса свидетельствует о том, что речь идет не о исчерпывающей, полной истории, а именно об “из истории”, отдельных эпизодах, проблемах, выводах, заключениях, которые представляются мне немаловажными, существенными. Т.е. более узко, чем история. Немалое значение в отборе имеет то, что я лучше знаю. Важно и то, что есть в тартуских библиотеках. Обращаться к иногородним архивам я сейчас не в состоянии. Но курс и шире истории цензуры: в нем необходимо будет затронуть некоторые вопросы общественного движения, истории литературы, книгопечатания. Придется говорить не только о том, что запрещается властями, но и о том, что ими поощряется, пропагандируется. Наконец, надо будет останавливаться и на исторических фактах, событиях, на том, как они трансформируются, благодаря всякой информации, в сознании людей. Таким образом, в круг проблем, затрагиваемых в курсе, войдет много такого, что непосредственно к цензуре, может показаться, отношения не имеет, хотя я полагаю, что это не так. Меня интересует всё то, что связано с формированием мировосприятия людей в нужном властям направлении, путем то ли запрещения, то ли поощрения, при помощи средств массовой информации. Напомню при том начало абзаца: только в том объеме, который для меня доступен и по тем или иным причинам важен. Еще одно: я не ручаюсь за достоверность каждого сообщаемого факта. Не могу поручиться, что авторы всех используемых мною источников и пособий излагают факты верно. Могу только обещать, что сам я искажать их не буду. И полагаю, что даже мифологическое отражение действительности может быть довольно верным ее зеркалом. В давние времена я читал курс истории журналистики и начинал его с двух казалось взаимоисключающих утверждений: первое - печатная периодика (журналы, газеты) - лучшее зеркало действительности, даже тогда, когда она эту действительность искажает; она же - вторая древнейшая профессия (первая - проституция).

Не исключаю, что в какой-то части, в противоположность мифологии официальной, курс станет превращаться в мифологию антиофициальную, что тоже плохо. Не привыкайте безусловно верить в любое высказанное утверждение, в том числе мое. Узнать правду, да и то относительную, можно лишь на пересечении многих точек зрения, в том числе противоположных. Не нужно абсолютизировать всякое печатное (радио, телевизионное, интернетное) слово. Лишь серьезное знание позволит приблизиться к сущности вещей и событий. Следует сравнивать разные точки зрения, различные версии происходившего, не замалчивать их. В некоторых случаях я собираюсь приводить различные версии , не ставя вопроса: какая из них правильная. У писателя Башевиса-Зингера, лауреата Нобелевской премии, есть рассказ «Корона из перьев». Суть его в том, добрая или злая, Божеская или дьявольская сила связана с короной. Концовка рассказа примерно такая: может быть на небе знают ответ на этот вопрос (курсив мой- ПР). Необходимо учиться думать, осмысливать узнаваемое, делать самостоятельные выводы. Банальные истины, но, к сожалению, ими руководствуются не столь уж часто.

Я вывожу в интернет черновую версию курса. Окончательную версию я вряд ли успею закончить. Предстоит еще очень много работы. Нужно будет что-то сократить, а что-то добавить. Прочитать ряд книг и статей, полезных для курса, но не использованных в нем. Изменить порядок изложения материала в отдельных главах, композицию их, Уничтожить повторения, которые могут встречаться. Сменить названия некоторых глав, уточнить эпиграфы. Оформить сноски, выверить все цитаты. Еще раз проверить текст, исправить ошибки, опечатки, произвести стилистическую правку. Внести возможные дополнения в краткие изложения содержания в начале каждой главы Пополнить библиографию. Всем этим я собираюсь постепенно заниматься позднее. Почему же я тороплюсь, выводя в интернет черновую версию? Боюсь не успеть. Я опасался, что и ее не смогу закончить. Мой возраст весьма преклонный. А сколько еще отпущено – неизвестно. Хочется все же, чтоб мой труд дошел до читателя, хотя бы в сыром виде.

Чтобы облегчить ориентировку читателя я даю курсивом в начале каждой главы краткое ее содержание.

И еще одно нужно сказать: мое сочинение не является научным исследованием. Оно – учебное пособие, основанное на изучении мною довольно большого количества различных материалов, которые представляются мне более или менее достоверными. Вероятно, среди них есть и много мифов, но мифы тоже в своеобразном виде зеркало эпохи.

В начале было Слово: ” И сказал Бог...” (Ветхий завет)

Позднее Бог, как венец творения, создал человека.

Человек изобрел Государство, которое сразу же ввело цензуру.

Для обуздания слова Божьего. Вопрос: кто виноват?

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика