МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Иванов С. Блаженные похабы: Культурная история юродства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...........................................................................9
Глава 1. Предтечи и питательная среда юродства .... 23
Глава 2. Монастырские симулянты..............................55
Глава 3. Блудники и попрошайки...............................71
Глава 4. Святой дебош................................................103
Глава 5. «Второе издание» юродства.........................135
Глава 6. «Новые богословы».......................................167
Глава 7. Закат юродства..............................................187
Глава 8. Древнерусское «похабство».........................231
Глава 9. «Похаб» и царь..............................................265
Глава 10. «Похабство» накануне Нового времени......289
Глава 11. Искоренение и неискоренимость юродства .317
Глава 12. Восточная периферия юродства...............331
Глава 13. Западная периферия юродства.................345
Заключение..................................................................369
Библиография..............................................................385
Список сокращений.....................................................431
Указатель имен............................................................433

Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем — Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название — собор Василия Блаженного.
А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они — юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли еще «похабами».
Самый факт, что при разговоре о древнем и весьма специфическом виде православной святости русские могут без кавычек и дополнительных пояснений употреблять слово своего современного языка, чрезвычайно показателен. Явление это укорененное, важное, — но не осмысленное культурологически.
О юродстве много писали в благочестивом ключе, но до сих пор в мировой гуманитарной науке не существовало монографических исследований, где «похабство» рассматривалось бы как феномен культурной антропологии. Данная книга — первая.


2005, М: Языки славянских культур

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика