МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Хаттон П.Х. История как искусство памяти

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. По тропе памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Роль памяти в современной историографии . . . . . . . . . . . . . . 33
Современная историография: от коллективной ментальности к коллективной памяти . . . 33
Новое открытие Искусства памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Память и изменяющиеся формы коммуникации. . . . . . . . . . 55
Стадии пути памяти к исторической науке . . . . . . . . . . . . . . . 62
Особенности традиции и ее горизонты
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Возрожденное искусство памяти: от риторики Ренессанса до историзма Джамбатиста Вико . 91
Возвращение искусства памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Фрэнсис Йейтс и история искусства памяти. . . . . . . . . . . . . . 96
Джамбатиста Вико и поэтика памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
«Новая наука» Вико как история устной традиции . . . . . . . . 108
Расшифровка легенд римского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Открытие «истинного Гомера». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Определенное и Истинное как формы памяти . . . . . . . . . . . . 127
Жизненный цикл коллективной памяти и проблема устного/письменного
. . .131

Уильям Вордсворт и Зигмунд Фрейд: поиск исторического «Я». . . . . . 146
Уильям Вордсворт и Мнемоника Автобиографии . . . . . . . . . 146
Зигмунд Фрейд иМнемоника бессознательного . . . . . . . . . . 160
От психоанализа к психоистории
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176

Морис Хальбвакс: историк коллективной памяти . . . . . 191
Хальбвакс и историки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Как коллективная память работает у Хальбвакса . . . . . . . . . 199
Хальбвакс как историк памяти поневоле . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Источники и методы Хальбвакса: навигаторы и пилоты . . . 211
История Хальбвакса как модель и эталон современной историографии
. . . . . 218

Филипп Ариес: между историей и традицией. . . . . . . . . . 229
Замок как театр памяти: заколдованная память об утраченном наследстве. . . 229
Память французской истории: Ариес как историограф. . . . . . . . . . . 237
От памяти к ментальностям: Ариес как историк
. . . . . . . . . . 246

Мишель Фуко: история как контрпамять . . . . . . . . . . . . . . 263
Феномен Фуко и современная французская историография. . . . . . . . . . 263
История дискурсивной практики и отказ от традиции . . . . 271
Влияние Фуко на работы современных историков Франции
. . . . . . . . . . . 282

Роль памяти в историографии французской революции. . .. . . . . . . . . . 304
Французская революционная традиция и история Французской революции . . 304
Проблема ревизии традиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Жюль Мишле: воскрешение Французской революции. . . . 317
Альфонс Оляр: воспоминания о революции . . . . . . . . . . . . . . 321
Жорж Лефевр: реконструкция памяти о революции. . . . . . 326
Франсуа Фюре: деконструкция революционного дискурса 340
Пьер Нора: археология национальной памяти
. . . . . . . . . . . . 348

История на перекрёстках памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Где сходятся все представления о памяти. . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Ханс-Георг Гадамер и герменевтика современной историографии. . . . . . 374
Расхождение памяти и истории в век постмодерна. . . . . . . . 380
История как искусство памяти в эпоху постмодерна
. . . . . . 389

И. М. Савельева. Перекрестки памяти . . . . . . . . . . . . 398

 

УДК 930
ББК 63.2
Х 25
Редакционная коллегия серии «POLIS»
В. П. Сальников (председатель), А. И. Александров,
С. Б. Глушаченко, В. В. Лысенко, В. П. Очередько, Р. А.
Ромашов, И. А. Соболь, А. Г. Хабибулин, Д. В. Шумков
Федеральная целевая программа «Культура России»
(подпрограмма «Поддержка полиграфии
и книгоиздания России»)
Данное издание выпущено в рамках проекта «Translation
Project» при поддержке Института «Открытое
общество» (Фонд Сороса — Россия)
и Института «Открытое общество» — Будапешт
ISBN 5,93615,026,7
© 1993 by Trustees of University of
Vermont
© Издательство «Владимир Даль», 2004
© Санкт,Петербургский университет
МВД России, 2004
© Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной
деятельности «Университет», 2004
© В. Ю. Быстров, перевод, 2004
© И. М. Савельева, послесловие, 2004
© П. Палей, оформление, 2004

Патрик Х. Хаттон
ИСТОРИЯ КАК ИСКУССТВО ПАМЯТИ
Утверждено к печати
редколлегией серии «POLIS»
Редактор Н. И. Концевая
Верстка Е. Малышкин
Подписано к печати 29.10.03. Формат 60?84 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Балтика».
Печать офсетная. Усл. печ. л. 24.6. Уч.,изд. л. 21.7.
Тираж 2000 экз. Тип. зак. №
Издательство «Владимир Даль»
193036, Санкт,Петербург, ул. 7,я Советская, д. 19.
Санкт,Петербургская типорафия «Наука» РАН
199034, Санкт,Петербург, 9 лин., 12.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика