МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Мунчаев Ш.М. Отечественная история

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Трудно представить сегодня выпускника высшей школы, да и вообще грамотного человека, который бы не имел соответствующего представления об истории своей Родины. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес, который объясняется естественной потребностью человека. В прошлые годы история как наука была достаточно политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

Наукой накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина, В.0. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б.А. Рыбаков, Б.Д. Греков, С.Д. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Покровский, а также наших современников.

Изучая историю России, мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы имеем дело с такими понятиями, как “ближнее зарубежье” и “дальнее зарубежье”. В недалеком прошлом этих разграничении не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России они стали уже “ближним зарубежьем”. Однако мы не можем сразу забыть, что эти республики долгие годы были связаны между собой в политическом, экономическом, социальном и культурном отношении.

Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и сегодня ведется идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами и кризисными ситуациями. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы огромных материальных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца детей, отравленных нетерпимостью, этнорасизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, определение его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда не будут иметь будущего. Каждое государство имеет свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие основные функции: познавательная и интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке весьма часто слово “история” употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. В курсе истории России нас будут интересовать зарождение, становление и функционирование Российского государства на различных этапах. Поэтому познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути Российского государства, познании всех связанных с ним явлений, событий и фактов.

Практическо-политическая функция заключается в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективных решений политического характера. Вместе с тем знание истории способствует определению оптимального варианта политики руководства массами и взаимодействия с ними различных партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это и понятно, так как история дает документально точные данные о событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Необходимо учитывать, что всемирная история ведет строгий отбор событий, фактов, имен, оставляя летописи тех из них, которые оказали влияние на судьбы цивилизации и культуры. На каждом этапе всемирного развития выделяются такие вехи и такие рубежи, которые по своему воздействию на весь исторический процесс приобрели решающее значение. Нельзя представить себе историю Древнего Рима без восстания рабов под руководством Спартака, историю средних веков без крупнейших восстаний против феодальных владык, новую историю без Парижской коммуны, историю XX в. без Октябрьской революции и последовавших за ней событий. В этой связи знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы. Историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная история никогда ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно-политической практики — это ориентация на искаженный исторический опыт.

Истории России присуща и воспитательная функция. Изучение истории России, как и любой другой страны, воспитывает у народа нравственные качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на удовлетворение интересов большинства народных масс. Знание истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм, позволяет увидеть моральные и нравственные качества и ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем знание истории помогает глубже разобраться в пороках общества, в мировоззрении политических руководителей, их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение истории позволяет выяснить, чьи интересы отражают те или иные политические партии, общественные группы, их лидеры, соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать их приоритет на примере конкретных общественно-политических явлений. А это весьма важно прежде всего потому, что в современных условиях сохраняется серьезный разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. Было бы наивно полагать, что политика не влияет на историю, особенно в ее переломные моменты.

Между тем, одно дело иметь определенные политические симпатии и при этом оставаться на почве объективного изложения фактов, и совсем другое — превращать историю в служанку политических пристрастий. В этом смысле подлинная правда истории всегда лучше умалчивания или эмоций. Она не только требует особого уважения и бережного отношения к себе, но и чрезвычайно сложна и многоаспектна. Поэтому весьма важно, ставя перед собой задачу всестороннего научного освоения истории, опираться, по меньшей мере, на основные принципы научного исследования: объективность, историзм, социальный подход к изучению истории, всесторонность изучения проблемы.

Объективность является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо изучать объективные закономерности, которые определяют процессы общественно-политического развития, опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале и как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какие оценки ему давались на том или ином этапе, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий, трезво учитывал реальные возможности, которыми располагали различные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. В этой связи небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г.В. Плеханова, который писал: “Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой. В этом отношении он будет субъективен Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы”1.

1 См.: Плеханов Г.В. “Избранные философские произведения”. - М., 1956 г., T.I - С.671.

В современных условиях российские историки принцип партийности стали называть принципом социального подхода, подразумевая под ним проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций. Социальный подход предусматривает одновременное соблюдение субъективности и историзма, он особенно необходим для изучения и оценки программ и реальной деятельности политических партий и движений, их лидеров.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и учет всех сторон и всех взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектической и материалистической методологии изучения исторических процессов.

Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества, т.е. общественно-политические процессы и движения, деятельность различных партий и организации, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах, экономической политике.

Таким образом, если говорить кратко, то предметом изучения курса истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества и государства как части мирового процесса истории человечества.

Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Источники изучения истории России весьма обширны и сложны. Их удельный вес неодинаков, поскольку жизнь и деятельность Российского государства неотделимы от истории различных классов, социальных прослоек, политических партий и движений. Точных границ круга источников по истории России быть не может в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах общественного развития.

Итак, каков ожидаемый общий результат работы студента по изучению курса истории России? В первую очередь он должен приобрести комплексное знание содержания, сущности и характера исторического процесса в России как составной части всемирной истории человечества. Полученные знания, в том числе в ходе самостоятельной работы и творческих обсуждений на семинарах, должны расширить общий кругозор студента, повысить интеллектуальное развитие, сформировать у него навыки, необходимые для самостоятельной оценки современной исторической литературы.

Настоящее учебное пособие — далеко не вся история Российского государства. В нем рассмотрены наиболее важные проблемы, которые определяют главный путь исторического развития России. Учитывая исключительную роль Москвы не только в становлении русского централизованного государства, но и во всей последующей истории России, мы сочли необходимым посвятить Москве отдельную главу.

В конце каждой главы даются контрольные вопросы которые, как нам кажется, могут способствовать более углубленному освоению студентами истории России. Кроме того, в книге имеется приложение в виде методических указаний к изучению курса.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика