МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................5
В ПОДДЕРЖКУ ДОЛГОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......................................................18

I. ЧУДЕСНОЕ........................................................................................23

ЧУДЕСНОЕ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
I. Основные проблемы и направления в изучении чудесного

II. Опыт составления перечня чудесного для средневекового Запада: план исследования
Введение

Дефиниции

I. Чудесное, магическое, чудотворное

II. Перечень средневекового чудесного

III. Истоки и источники чудесного в Средние века
Заключение
III. Подведение итогов и определение перспектив

Примечания
Дополнительная библиография

СОБРАНИЕ ЧУДЕСНЫХ ИСТОРИЙ, СЛУЧИВШИХСЯ В ПРОВИНЦИИ ДОФИНЕ В НАЧАЛЕ XIII в
ЧУДЕСА ДОФИНЕ

Перечень «чудес» (mirabilia), известных в иных местах королевства Арльского
Примечания

II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

ПУСТЫНЯ-ЛЕС НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
Примечания

I. Предварительные приготовления
II. Роль пространства и времени в период подготовки собора: документы и люди
Примечания
Основные источники

ВРЕМЯ ЧИСТИЛИЩА (III - XIII вв.)

I. Средневековое христианство перед проблемой определения сроков пребывания в Чистилище
II. Время Чистилища и основные проблемы времени в христианском мире
1. Время земное и время эсхатологическое
2. Пребывание в Чистилище и созерцание Господа
3. Время по обе стороны смерти
4. Соотношение времени земного и времени потустороннего
III. Контроль над временем Чистилища: Церковь, корпорация, индивид
1. Церковь и время Чистилища
2. Родственные узы и корпоративные связи: коллективная память и время Чистилища
3. Время Чистилища и индивид
Примечания

ВРЕМЯ НРАВОУЧИТЕЛЬНОГО «ПРИМЕРА» (XIII в.)
Примечания

ХОЖДЕНИЯ В ПОТУСТОРОННИЙ МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА: ВЕРСИИ УЧЕНЫЕ И НАРОДНЫЕ

I. Предварительные методические замечания
II. Корпус текстов
III. Взаимодействие ученой и народной традиций хождений в потусторонний мир
IV. Несколько слов о социально-культурной истории средневековых хождений в потусторонний мир
Примечания

III. ТЕЛО

ТЕЛО И ИДЕОЛОГИЯ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ
Телесная революция
Тело и душа
Тело и пространство
Примечания

ЯЗЫК ЖЕСТОВ ЧИСТИЛИЩА
Примечания

ОТКАЗ ОТ ПЛОТСКОГО

Грешная плоть
Первородный грех и сексуальность
Обращение Августина
Отказ от плотского
Любовь награждает вилланов проказой
Добыча ада
Примечания
Библиография

IV. ЛИТЕРАТУРА И МИР ВООБРАЖАЕМОГО

ЛЕВИ-СТРОСС В БРОСЕЛИАНДСКОМ ЛЕСУ. ОПЫТ АНАЛИЗА КУРТУАЗНОГО РОМАНА
Примечания

КОДЕКСЫ НОШЕНИЯ ОДЕЖДЫ И ПРИЕМА ПИЩИ В РОМАНЕ КРЕТЬЕНА ДЕ ТРУА «ЭРЕК И ЭНИДА»
Примечания

РЫЦАРИ-ВОИНЫ И ГОРОЖАНЕ-ПОБЕДИТЕЛИ. ОБРАЗ ГОРОДА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XII в.
Примечания

УРБАНИСТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА ГИЛЬОМА ОВЕРНСКОГО
Примечания

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛИИ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
УСТАНОВКИ В НАЧАЛЕ XIII в.: EXEMPLUM ЖАКА ДЕ ВИТРИ О ТУРНИРАХ
Приложение
Против турниров и зол, из них проистекающих
Примечания

V. СНОВИДЕНИЯ

ХРИСТИАНСТВО И СНОВИДЕНИЯ (II - VII вв.)
I. Библейское наследие
II. Языческие сновидения
Эволюция отношения язычников к сновидениям в греко-римском мире с II в. по IV в.
III. Христианство: неуверенность в трактовке сновидений
I. Усиление интереса к сновидениям
II. От сновидения к ереси
III. Тертуллиан — основоположник христианского учения о сновидениях
IV. Происхождение христианского учения о сновидениях
I. Великие перемены и недоверие к снам
II. Мотивации для недоверия
III. Августин и сновидения
IV. Сновидения под надзором
Заключение
Приложение. Сновидения в Ветхом Завете
Примечания

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СНОВИДЕНИЯХ ГЕЛЬМБРЕХТА-ОТЦА
Примечания

VI. К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ СТАНОВЫМ ХРЕБТОМ ИСТОРИИ?
Примечания

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Мир воображаемого присутствует во всех обществах, во все эпохи, но временами, благодаря приписываемым ему свойствам, он приобретает особое звучание. Именно этот своеобразный, играющий неизмеримо важную роль мир воображаемого окружал мужчин и женщин средневекового Запада. Невидимая реальность была для них гораздо более достоверной и осязаемой, нежели та, которую они воспринимали с помощью органов чувств; они жили, погруженные в царство воображения, стремясь постичь внутренний смысл окружающего их мира, в котором, как утверждала Церковь, были зашифрованы адресованные им послания Господа, - разумеется, если только их значение не искажал Сатана.
«Долгое» Средневековье, которое, по Жаку Ле Гоффу, соприкасается с нашим временем чуть ли не вплотную, предстанет перед нами многоликим и противоречивым миром чудесного. Мы узнаем, как в ту пору люди представляли себе время и пространство, как им мыслился мир земной и мир загробный, каковы были представления о теле и почему их ограничивали жесткими рамками идеологии, в каких символических системах и литературных метафорах осмыслялись мир и общество. Здесь же, вслед за автором «Королей-чудотворцев», историком Марком Блоком, Ле Гофф ставит вопрос: какое место надо отвести миру воображаемого в процессе возвращения к обновленной политической истории — к историко-политической антропологии?
Можно ли постичь мир воображаемого научными методами, не дав ему ни исказиться, ни раствориться в туманных понятиях, ни заплутаться в лабиринтах иррационального, ни попасть под влияние капризной моды?
Как отделить воображаемое от символического и идеологического, как четко определить занимаемую им нишу и каким инструментарием располагает историк для его изучения?
Ответы на эти вопросы содержатся в изданной сегодня книге французского медиевиста Жака Ле Гоффа, неутомимо ратующего за «другое» Средневековье, которому он посвятил весь свой исследовательский талант ученого.

Перевод с французского кандидата филологических наук Е.В. Морозовой
Москва Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в России.
Ouvrage realise dans le cadre du programme d'aide a la publication Pouchkine avec le soutien du Ministere des Affaires Etrangeres francais et de l'Ambassade de France en Russie.
Издательская группа «ПРОГРЕСС»
Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

УДК 00 ББК71.05 Л 33
Рецензент канд. ист. наук Э.Д. Харитонович
Общая редакция канд. ист. наук С.К. Цатуровой
Перевод латинских фрагментов канд. филол. наук И.И. Маханькова, старофранцузских - канд. филол. наук Е.В. Морозовой
Л33 Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 440 с. УДК 000 ББК 71.05
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Центра по развитию издательской деятельности (OSI - Budapest) и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия.
ISBN 5-01-004673-3 © Editions Gallimard, 1985
© Перевод Е.В. Морозовой, 2001
© ОАО Издательская группа «Прогресс»,
2001 Ле Гофф Ж.=Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ. ред. С.К. Цатуровой. — М.: Изд. группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

Жак Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого.
Редактор: О.М. Фролова
Художник: В. К. Кузнецов
Технический редактор: В.В. Ничипорук
Корректор: O.E. Косова
ИБ №20246 ЛР № 060775 от 07.03.97
Подписано в печать 22.10.2001. Формат 60x90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Ньютон.
Усл. печ. л. 27,5. Уч.-изд. л. 25,21. Тираж 3000 экз.
Изд. № 49850. Заказ № 74 ОАО
Издательская группа «Прогресс» 119992, Москва, Зубовский бульвар, 17 ОАО
Издательская группа «Прогресс»
Отпечатано в цехе оперативной полиграфии
119992, Москва, Зубовский бульвар, 17

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика