МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Рогова Ю. Император Клавдий и его постановления в отношении иудеев

Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов, проводившейся 5-7 марта 2001 г. на историческом факультете СПбГУ. СПб., 2001

В наших источниках имеется несколько свидетельств о постановлениях в отношении иудеев принятых в период правления императора Клавдия. Однако, за исключением данных Иосифа Флавия, сведения эти настолько отрывочны, что невозможно с точностью определить ни причины, ни характер, ни, наконец, время их появления.
Следуя рассказу Иосифа Флавия нам известно, что, в благодарность за оказанные ему при вступлении на престол услуги, Клавдий в самом начале своего правления присоединяет к владениям царя Агриппы Иудею и Самарию, а также тетрархию Лисания, и заключает с ним союзный договор. Вслед за этим он выпускает два указа: первый, поводом к которому послужили столкновения еврейского и греческого населения Александрии в конце правления Гая Калигулы, - подтверждает привилегии александрийских иудеев и содержит требование обеим сторонам прекратить беспорядки (Antiquit., 19.5.1) и второй, касавшийся положения евреев в империи в целом, к изданию которого, если верить Иосифу, Клавдия побудили просьбы Агриппы и его брата Ирода Халкидского, - подтверждает право иудеев соблюдать свои обычаи и также содержит требование не устраивать беспорядки (Antiquit., 19.5.3). В нашем распоряжении имеется также найденное в 1921 г. в Фаюме и изданное в 1924 г. письмо Клавдия александрийцам, последняя часть которого касается греко-иудейских отношений и содержит довольно резкое приказание не устраивать беспорядков.

В биографии Клавдия у Светония в череде других действий Клавдия по отношению к чужеземцам упоминается об изгнании императором иудеев "постоянно волнуемых Хрестом" (impulsore Chresto assidue tumultuantis...expulit. (Claud., 25, 4), однако без указания года. Христианский историк Павел Орозий, ссылаясь на Иосифа Флавия, указывает, что это событие относится к 9 году правления Клавдия, - т.е. к 49-50гг (Adv.paganos, VII, 6, 15). Однако у Иосифа такой даты нет.

У Диона Кассия в описании событий 41г. содержится упоминание о запрещении Клавдием римским иудеям собираться вместе, причем он оговаривает, что изгнать их из города, вследствие их многочисленности было бы затруднительно (Hist.Rom. LX, 6, 6).

Наконец в Деяниях Апостолов имеется рассказ о иудейской семейной паре Акиле и Прискилле, недавно пришедших в Коринф из Италии "потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима" (Acta, 18, 2).

Таким образом мы имеем свидетельства либо о ряде постановлений Клавдия в отношении иудеев, вышедших в разное время и по разным поводам либо об одной серии документов, регламентирующих жизнь иудеев как на всем протяжении империи, так и в Риме, вышедшей в 41г. и имеющей поводом волнения в Александрии.

Исследователи этого вопроса приходили к различным выводам, в основном сводящимся к следующим: 1) Деяния, Светоний и Дион упоминают одно и то же событие, но знают разную традицию о нем, 2) т.к. постановления за и против иудеев не могли издаваться в одно время, существовало два периода в отношении Клавдия к этому народу - до смерти царя Агриппы - благожелательное, после смерти - не благожелательное, 3) отношение с царем Агриппой и отношения к иудеям - разные вещи, поэтому постановления о подтверждении привилегий и об изгнании могли издаваться в один год, 4) у Светония упоминаются волнения связанные с христианами, которые (христиане) не могли появиться в Риме в 41г. в таком количестве, чтобы вызвать волнения, следовательно, изгнание относится к более позднему времени и т.д.

Если рассматривать второй вариант - о серии документов, датируемых 41 г., поводом к изданию которых послужили события в Александрии, и изучить наши источники в этом контексте, то выявляется ряд деталей не вписывающихся в общую картину. Во-первых, источники более близкие к событиям по времени (Деяния Апостолов и Светоний) говорят именно об изгнании в отличие от более позднего Диона Кассия, который говорит о запрете собираться. Во-вторых, запрет иудеям собираться вместе фактически означал то же что и изгнание, и если бы это событие имело место в 41г. то римские иудеи могли бы обратиться за помощью к Агриппе (думается можно предположить, что долгое время живя в Риме, он поддерживал связь с соплеменниками), который, по данным Иосифа, испросил уже у Клавдия указ с подтверждением привилегий иудеев (см. выше), и мог бы заступится за своих единоверцев еще раз. Клавдий мог отказать ему, скорее всего только в том случае, если римские волнения иудеев носили слишком серьезный характер (в этом случае данные Светония о волнениях вызванных неким Хрестом как будто подтверждают это положение). Т.е. в двух крупнейших городах империи - Риме и Александрии одновременно произошли иудейские волнения, причем об одном из них (александрийском) Иосиф Флавий упоминает, а о другом - нет. Даже учитывая тенденциозность Иосифа, это кажется невозможным.

В свете вышеизложенного более правдоподобной выглядит следующая картина. В 41г., в связи с волнениями в Александрии Клавдий издает два эдикта, как это упоминает Иосиф. Причем второй из них, посвященный положению иудеев по всей империи и, в частности в Риме, подвергся некоторой обработке со стороны Иосифа с целью смягчения тона. В своем настоящем варианте он, возможно, содержал формулировку, которую Дион передал как запрет на собрания. Несколько позднее, очевидно уже после смерти Агриппы, в Риме произошли некие волнения в среде иудеев очевидно связанные с деятельностью христианских проповедников. Эти волнения повлекли за собой изгнание иудеев или, скорее той части иудеев, что была замешана в беспорядках (текст Светония может быть понят и таким образом) о чем и сохранились упоминания в Деяниях и в биографии Клавдия у Светония.

Косвенным свидетельством в пользу того, что изгнание иудеев из Рима произошло в конце правления Клавдия, может служить тот факт, что при перечислении действий в отношении чужеземцев рассказ об изгнании иудеев у Светония идет после сообщения о предоставлении свободы от налогов жителям Илиона и Родоса, которое произошло примерно в 51г. (Sueton, Nero, 7). Кроме того, в Деяниях говорится, что Акила и Прискила пришли в Коринф из Италии недавно, а по различным хронологиям жизни ап. Павла его приезд в Коринф датируется обычно 50 - 52 гг., т.е. их приезд приходится примерно на этот же промежуток времени. Вряд ли можно предположить, как это делает И.А.Левинская (Деяния Апостолов на фоне еврейской диаспоры, М.,2000), что Акила и Прискилла в течение 10 лет проживали в Италии после изгнания из Рима в 41 г., т.к. в этом случае Лука скорее всего не стал бы упоминать в качестве причины это изгнание.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика