МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА

2. ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЛИЯНИЯ СМИ НА СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

3. НЕГАТИВНЫЕ АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИВИДА И ОБЩЕСТВА ОТ АКСИОЛОГИЧЕСКИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СМИ

Посвящается

Михаилу Сергеевичу Алешенкову –

основоположнику секьюритологии

ПРЕДИСЛОВИЕ

Характерной особенностью рубежа XIX и XX веков является бурный процесс информатизации всех сфер современного общества, в связи с этим наблюдается рост значимости новых информационных технологий, особенно в области СМИ, или масс-медиа. Ведь сейчас происходит революция в информационных технологиях (она называется дигитальной революцией), вобравшая в себя значительные достижения электроники, математики, философии, психологии и экономики. В результате перед нами кардинальный перелом в развитии информационных технологий, возникших и совершенствующихся вместе с эволюцией человеческого общества. «Современное общество, подчеркивают В.Б. Бритков и С.В. Дубовской, - наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как и без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может» . Насыщенность социального мира мощными и интенсивными информационными потоками не только значительно изменило его, но и привело к возникновению ряда новых проблем, связанных с использованием в СМИ таких новейших информационных технологий, как электронные средства хранения, обработки и распространения информации, телекоммуникационные, компьютерные технологии, WEB -технологии и др.

Ведь во второй половине 1990-х годов стала складываться новая система, которая характеризуется интеграцией различных средств коммуникации (компьютерные коммуникации, телекоммуникации и др.) и своим интерактивным потенциалом. Эта система мультимедиа охватывает на Западе практически все сферы жизни – производство, семью, образование, здравоохранение, индустрию развлечений и туризма. Эта новая коммуникационная система внесла существенные изменения в современную культуру, превратив ее в информационную. Современная информационная культура представляет собой единство традиционной культуры и электронных средств коммуникации. «Новые электронные средства не отделяются от традиционных культур - они их абсорбируют. Примером является японское изобретение караоке, в 1990-х годах быстро распространившееся по всей Азии, которое, вероятно, в ближайшем будущем проникнет и в остальной мир… В целом в Европе, так же как в Америке или в Азии, мультимедиа, по-видимому, поддерживают, даже на ранней стадии своего развития, социальную/культурную структуру, характеризующуюся следующими чертами: во-первых, широкой социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей/зрителей, читателей/слушателей… во-вторых, ростом социальной стратификации среди пользователей. Выбор мультимедиа будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом; решающими в использовании взаимодействия для блага каждого пользователя будут культурные/образовательные различия… в-третьих, коммуникация всех видов сообщений в одной и той же системе, даже если система интерактивна и селективна (в сущности, именно благодаря этому), индуцирует интеграцию всех видов сообщений в общей когнитивной структуре. Прием аудиовизуальных новостей, образовательных передач и шоу на одном и том же средстве - это еще один шаг к смешению содержания, которое уже имеет место в массовом телевидении… Наконец, быть может, самая важная черта мультимедиа состоит в том, что они охватывают в своей сфере большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии. Их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными средствами и печатными средствами массовой информации, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой. Все проявления культуры, от худших до лучших, от самых элитных до самых популярных, соединяются в этой цифровой вселенной, которая связывает в гигантском историческом супертексте прошлые, настоящие и будущие проявления коммуникативной мысли. Делая это, они строят новую символическую среду. Они делают виртуальность нашей реальностью» . Изменяющаяся социокультурная реальность, возникшая информационная культура не могут не оказывать влияние на систему СМИ и ее воздействия на общество, которое носит как позитивный, так и негативный характер.

Современные СМИ не только оказывают положительное влияние на общество путем воздействия на массовое сознание, но и осуществляют подрывную деятельность против общества, государства и личности. В своей известной монографии «Метаморфозы власти», Э. Тоффлер пишет о роли современных электронных СМИ следующее: «Эта новая система СМИ есть одна из причин роста (а также реакции на этот рост) новой экономики, основанной на знании; она представляет собой квантовый прыжок в тех способах, в которых человечество использует символы и образы. Никакая часть этой обширной паутины не может быть полностью изъята из нее. В свою очередь, это и делает ее потенциально опасной, и не только для остающихся где-нибудь в мире Чаушеску, но и для всех держателей власти. Новая система СМИ является акселератором сдвигов, происходящих в системе власти» . Современные СМИ потенциально и актуально опасны не только для держателей власти, но и для общества в целом и для личности в частности.

Данная проблема имеет особую значимость для России, в которой формируется информационное общество и в которой, подобно развитым странам Запада, разворачивается информационная война. Ведь современные глобальные тенденции в области коммуникации показывают наличие весьма отличных от прошлого новых результатов, получаемых благодаря использованию современных телекоммуникационных и компьютерных технологий . В настоящее время идет четвертая мировая война, которая представляет собою информационно-интеллектуальную войну, чьи операции совершаются на финансовых, культурных, цивилизационных, этнических, религиозных и прочего рода фронтах. И Россия, чтобы стать вновь великой и процветающей, должна выиграть эту информационную войну. В связи с этим следует проанализировать значимость электронных СМИ в функционировании современного сложного общества, механизмы воздействия их мощного (позитивного и негативного) влияния на обычную жизнь миллионов людей, на поведение человека. Сейчас в развитых странах Запада применяются выросшие из «обычных» информационных технологий так называемые технологии high - hume , ярким примером функционирования которых являются CNN и Голливуд. Именно они дают возможность глубокой и достаточно произвольной перестройки массового и индивидуального сознания . Технологии high - hume представляют значительную опасность и угрозу для каждого индивидуального сознания, так как они воздействуют на глубинные структуры человеческого сознания, а также для общества в целом. Данный аспект применения этих технологий СМИ в современном обществе также служит предметом нашего рассмотрения. Автор выражает благодарность за моральную поддержку и ценные советы в подготовке данной небольшой научной работы член-корреспонденту РАН Ю.А. Жданову, доктору философских наук, профессору Ю.Г. Волкову, кандидату философских наук М.С. Алёшенкову, доктору технических наук, профессору О.Б.Макаревичу, доктору философских наук, профессору В.С. Поликарпову, доктору философских наук, профессору В.А. Поликарповой, кандидату философских наук, доценту О.В.Мишиной, кандидату философских наук А.В. Поликарпову.

Бритков В.Б., Дубовской С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 146.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 349, 350-351.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001. С. 423.

См. Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000; Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000; Почепцов Г. Г. Информационные войны М., 2000.

См. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000.

Научное издание

Ответственный редактор Волков Ю.Г.

Технический редактор Белова Л.Ф.

В монографии рассматривается актуальная проблема взаимосвязи современных масс-медиа и общества, роль СМИ, использующих новейшие технологии high - hume , в перестройке и корректировке общественного сознания, негативные воздействия масс-медиа на общество и обеспечения информационной безопасности общества, государства и личности.

Рассчитана на научных работников, специалистов в области масс-медиа и управления, преподавателей вузов, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемами взаимоотношения СМИ и общества.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика