МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Бонч-Бруевич В. Ленин и дети

КОТ ВАСЬКА

-- А у тебя есть кот? -- спросил Владимир Ильич мою дочку Лелю, гуляя
по саду нашей дачи, куда он приехал к нам погостить и отдохнуть.
-- Есть! Васька. Мы его зовем Василий Иванович... А вот он! -- ответила
Леля, показывая на большого черного кота, важно, не спеша выходившего из
кухни.
Он был почти весь черный, с белым галстуком под шейкой; лапки его тоже
были белые, словно туфельки, и самый кончик хвоста тоже был белый, как
пушинка.
-- Какой важный кот! -- воскликнул Владимир Ильич. -- И, вероятно,
большой лентяй.
-- Что вы, Владимир Ильич, -- заступилась Леля за своего любимца, -- он
прекрасно ловит мышей.
-- Ну, это его прямая обязанность... Посмотрим, умеет ли он фокусы
показывать.
И Владимир Ильич быстро взял кота на руки, пощекотал его под шейкой,
почесал между ушами, погладил его... Васька был очень доволен: сейчас же
стал нежно кусать Владимира Ильича за палец и, лежа на спине, старался
отбиваться задними лапками.
-- Ишь ты какой игрун! А ну-ка, посмотрим, как ты умеешь прыгать! --
сказал Владимир Ильич. Он спустил кота на землю и сейчас же подставил перед
ним руки колесом: -- Прыгай! Прыгай!.. Васька, Васенька, прыгай...
Кот растерялся. А Владимир Ильич подводил руки все ближе и ближе к
мордочке Василия Ивановича.
-- Ну, прыгай! -- И он тихонько подтолкнул кота сзади и тотчас же опять
подставил перед ним руки колесом, соединенные в пальцах.
Кот нехотя приподнялся, сгорбился и, словно делая одолжение, мягко и
неловко прыгнул и перескочил через руки Владимира Ильича. Владимир Ильич
сейчас же вновь подставил руки, Васенька охотней и быстрей перепрыгнул еще
раз. А руки кольцом опять были перед ним. Кот прыгал все чаще и чаще,
быстрее и быстрее и наконец перепрыгнул очень ловко, распушил хвост,
пустился со всех ног к дому, залез под крыльцо и оттуда хитро выглядывал...
-- Ах ты плут, ах ты разбойник! -- говорил Владимир Ильич. -- Надоело!
Удрал!.. Молодчина! Хорошо прыгнул! Ученым будешь... Леля, дай-ка ему
молочка. Он вполне заслужил хороший завтрак.
Леля побежала на кухню. Принесла блюдце тепленького молочка с белым
хлебом и поставила его около крыльца.
Кот огляделся, вышел из-под крыльца и, мурлыча, принялся за еду.
-- Молодец, Васька! -- хвалил его Владимир Ильич.-- Мы еще с тобой
научимся прыгать через стул.

ОБЩЕСТВО ЧИСТЫХ ТАРЕЛОК

Все расселись вокруг стола на террасе. За столом было трое детей: две
девочки и мальчик. Они подвязали салфетки и тихо сидели, ожидая, когда им
подадут суп. Владимир Ильич посматривал на них и тихонько разговаривал. Вот
подали суп. Дети ели плохо, почти весь суп остался в тарелках. Владимир
Ильич посмотрел неодобрительно, но ничего не сказал. Подали второе. Та же
история: опять почти все осталось на тарелках.

-- А вы состоите членами общества чистых тарелок?-- вдруг громко
спросил Владимир Ильич, обращаясь к девочке Наде, которая сидела рядом с
ним.
-- Нет, -- тихонько ответила Надя и растерянно посмотрела на других
детей.
-- А ты? А ты? -- обратился он к мальчику и девочке.
-- Нет, мы не состоим, -- ответили дети.
-- Как же это вы? Почему так запоздали?
-- Мы не знали, мы ничего не знали об этом обществе! -- торопясь
говорили дети.
-- Напрасно. Это очень жаль! Оно давно уж существует.
-- А мы не знали!..-- разочарованно сказала Надя.
-- Впрочем, вы не годитесь для этого общества. Вас все равно не
примут,-- серьезно сказал Владимир Ильич.
-- Почему? Почему не примут? -- наперебой спрашивали дети.
-- Как "почему"? А какие у вас тарелки? Посмотрите! Как же вас могут
принять, когда вы на тарелках все оставляете?
-- Мы сейчас доедим! -- И дети стали доедать все, что у них осталось на
тарелках.
-- Ну, разве что вы исправитесь, тогда попробовать можно. Там и значки
выдают тем, у кого тарелки всегда чистые, -- продолжал Владимир Ильич.
-- И значки!.. А какие значки? -- расспрашивали дети. -- Как же
поступить туда?
-- Надо подать заявление.
-- А кому?
-- Мне.
Дети попросили разрешения встать из-за стола и побежали писать
заявление.
Через некоторое время они вернулись на террасу и торжественно вручили
бумагу Владимиру Ильичу.
Владимир Ильич прочел, поправил три ошибки и надписал в углу: "Надо
принять".

НА ЕЛКЕ В ШКОЛЕ

-- Хотите, Владимир Дмитриевич, участвовать в детском празднике? --
спросил меня Владимир Ильич.
-- Хочу, -- говорю.
-- Ну так вот, доставайте где хотите пряников, конфет, хлеба, хлопушек,
игрушек, и поедем завтра к вечеру в школу Надю навестить. Устроим детишкам
праздник, а на расходы вот вам деньги.
Девятнадцатый год был трудным, голодным и холодным. Шла гражданская
война, все, что могло, правительство отправляло на фронт. В городах
продуктов было мало. Кое-как купили мы в складчину все, что нашли для
детишек, и отправили в школу, чтобы детвора вместе с учительницами
приготовила елку.
На следующий день, как и было условлено, Владимир Ильич приехал в
школу. В этой школе, в Сокольниках, тогда отдыхала Надежда Константиновна.
Владимира Ильича уже ждали, и, когда он вместе с Надеждой Константиновной и
Марией Ильиничной сошел вниз, в комнату, где была устроена елка, детишки
сразу окружили его.
-- Во что мы будем играть? -- спросила Владимира Ильича маленькая
девочка. -- Давайте скорее!.. Ну, во что же?
-- Сейчас давайте водить хоровод вокруг елки,-- предложил Владимир
Ильич.-- Петь будем, а потом в кошки-мышки...
-- Согласны, согласны! -- хлопая в ладоши, закричала девочка, и все
другие хором за ней.
-- Согласны? Ну так что же, за чем дело стало?.. Давай руку!.. Ну,
живей, присоединяйтесь!
И мигом образовался большой круг детей и взрослых. Владимир Ильич пошел
вокруг елки, и все за ним.
-- Ну, запевай! Что ж ты?.. -- обратился Владимир Ильич к той девочке,
которая предложила играть, и та запела.
Все подхватили песню про елку и закружились вокруг нее. Владимир Ильич
пел во весь голос.
В это время елка вдруг вспыхнула разноцветными огнями. Это монтер школы
устроил. Он раздобыл маленькие электрические лампочки и накануне, поздно

вечером, когда все спали, провел искусно шнур и вплел лампочки в ветви
елки. Ликованию и радости детей не было конца.
Владимир Ильич от всей души веселился и пел вместе с ними.
Дети забрасывали его вопросами, и он каждому успевал ответить. Он и сам
задавал им вопросы, загадывал загадки, и только приходилось удивляться,
откуда это он все знает, все помнит. Дружный смех и шутки звучали вокруг
елки.
-- Ну, а теперь в кошки-мышки!.. Что же вы? Забыли?-- подзадоривал
детишек Владимир Ильич.
И снова образовался круг, и снова Владимир Ильич среди детей... Играет
он с увлечением, не пропуская кота, защищая мышь. Ребята в восторге.
После игры завязалась беседа. Дети говорили с ним просто, и не
чувствовалось никакого стеснения. Он уже был для них своим человеком. Они
отбили его от взрослых, потащили с собой пить чай и наперебой угощали,
накладывали ему варенья и решительно все хотели что-нибудь для него сделать.
А он колол для них грецкие орехи, наливал в блюдечки чай из горячих
стаканов, подкладывал сладостей и ласково следил за всеми, точно все они
были его семьей.
Владимир Ильич очень любил детей, и детишки это чувствовали. Он быстро
узнал их имена, и надо было удивляться, как он только не путал их. С детьми
ничего нельзя было поделать, они совсем завладели Владимиром Ильичем.
После чая дети повели его в другие комнаты, заявив, что у них там есть
секрет. Дети привели его в живой уголок, показали галку с подбитым крылом,
воробья, потерявшего полхвоста в битве с кошкой, ужа, маленького ежика и
лягушку. Потом принесли рисунки, свой журнал.
Владимир Ильич углубился в их дела, да так, как будто бы он всю жизнь
только и делал, что занимался со школьниками. Наконец детям роздали подарки,
и мы должны были уезжать. Провожая нас, они просили приезжать к ним еще и
еще. Владимир Ильич тепло простился со своими маленькими друзьями. Праздник
получился чудесный, и дети после него писали Владимиру Ильичу письма, а он,
хотя был очень занят, всегда отвечал им.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика