МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

ГЛАВА I. КУЛЬТ НИКОЛЫ НА РУСИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Особое почитание Николы
2. Культ Николы и иконопись
3. Христианские и языческие напластования: постановка проблемы

ГЛАВА II. НИКОЛА И АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

1. Контаминация Николы и Михаила: отражение в форме имени
2. Контаминация Николы и Михаила: отражение в иконах

2.1. Интерпретация деисусных изображений с Николой на месте Предтечи
2.2. Интерпретация деисусных изображений с Николой на месте Христа

3. Сходные функции Николы и Михаила

ГЛАВА III. НИКОЛА И ВОЛОС (ВЕЛЕС)

1. Основной миф и его восточнославянская реализация: Перун и Волос как манифестации Громовержца и Змея и их христианские заместители

1.1. Никола и другие христианские заместители Волоса
1.2. Илья и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.3. Георгий и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.4. Бог и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.5. “Николин батька” и Никола: их отношение к основному мифу

2. Сельскохозяйственные функции Николы как отражение функций Волоса

2.1. Никола как покровитель скота

2.1.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Михаил как покровитель скота у русских
2.1.2. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Николай как покровитель скота у западных славян

2.2. Никола как покровитель земледелия
2.3. Никола как народный святой

3. Связь с загробным миром и вытекающие отсюда функции Волоса и Николы

3.1. Волос и загробный мир; золото как атрибут Волоса

3.1.1. Амбивалентные функции Волоса: связь со смертью и рождением, болезнью и исцелением

3.2. Никола и загробный мир: связь с богатством, обилием, плодородием, врачеванием

4. Волос — водяной — Никола

4.1. Никола как покровитель пчеловодства

5. Волос — леший (медведь) — Никола

5.1. Леший (медведь) как манифестация Волоса
5.2. Слепота и хромота как признаки, объединяющие Николу я лешего (медведя)
5.3. Сходное восприятие Николы и лешего (медведя)
5.4. Никола и медвежий культ: связь с волосом и шерстью

5.4.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Михаил и медведь

6. Иконы Николы и языческие идолы

6.1. Скульптурные изображения Николы
6.2. Наказание иконы Николы

7. Некоторые выводы

ЭКСКУРСЫ:

I. “Бог” как название иконы
II. “Русский бог”: к истории фразеологизма
III. “Письмо к св. Николаю” в иностранных сообщениях о России
IV. Никола и Петр: сходные черты
V. Власий, Василий, флор и Лавр как христианские заместители Волоса~Велеса
VI. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши
VII. Никола и Георгий: сходные черты
VIII. Великий четверг: связь с культом Волоса
IX. Огненная река в связи с представлениями о том свете
X. “Ирий” как общее обозначение потустороннего мира: соотнесенность потустороннего мира со змеями
XI. Деньги в похоронном обряде
XII. Функциональная многоплановость Волоса; Волос как “куриный бог”
XIII. Пасхальные яйца в связи с культом Волоса
XIV. Христосование с мертвыми; Пасха мертвецов
XV. Колдовское выведение змея из яйца
XVI. “Медведь” и “медведица” как наименование участников свадебного обряда
XVII. Волосы и шерсть в связи с культом Волоса
XVIII. Прядение, тканье, шитье и т. п. в связи с культом Волоса
XIX. Ногти в связи с культом Волоса; соотнесенность волос и ногтей
XX. Наказание иконы и элементы язычества в народном отношении к иконам

Цитируемая литература
Список сокращений
Тематический указатель


Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 248.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

Р е ц е н з е н т ы:

доктор филологических наук, профессор
Ю. М. Лотман;
доктор филологических наук, профессор
Н. И. Толстой

Монография посвящена исследованию — и в значительной степени реконструкции — славянского язычества. Помимо собственно филологического материала (лингвистического и фольклорного) широко привлекаются разнообразные данные из области этнографии, иконографии, сравнительно-исторической мифологии, истории культуры. Специальное внимание уделено анализу контаминации христианских и языческих представлений, имевших место в процессе христианизации Руси, реликты которой сохранялись и в более позднее время.

Для филологов, этнографов, историков русской культуры.

Ист.: http://www.cultinfo.ru

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика