МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Тарасов О. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Глава 1. Икона и «мир»
I. Почитание образа: святое в повседневном
Бремя количества
Подробности ритуала
Чудо
II. Спор о знаках — спор о вере
Амбивалентность символов
Сложности переименования: трактат о новом благочестии
III. В безблагодатном миру
Под тенью Антихриста
Сакрализация иконописца
Народное богословие
Глава 2. История ремесла
I. Мастер
Общее и особенное
Структура промысла
Быт
II. Офени
III. Правила, предписанные сверху
IV. От Стоглава — к Николаю II
Религиозное возрождение начала XX века
Икона и печатная машина
Иконописный подлинник
Учебные мастерские: модель «просвещенного» иконописца
Глава 3. Икона и народная культура
I. Восточное и западное
Лик и лицо
Пейзаж
Слово, эмблема, геральдика
Икона-портрет
II. Остановленное средневековье
Скрытый монтаж
Самоосознание опыта иконописания: миф и мистификация
III. Икона и народная картинка
Эстетика чувства
Дух религиозной традиции
Проекция знаков: икона — лубок — авангард
Принятые сокращения
Альбомы и каталоги
Литература
Указатель имен
Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц
Summary

Русская иконопись XVIII — начала XX в. — новая и практически не исследованная область, которая только начинает привлекать к себе внимание. Поэтому одной из основных задач нашей работы является попытка посмотреть на эту новую и необыкновенно обширную тему в целом, увидеть в ней большую научную ценность. С самого начала это представлялось возможным лишь при условии выбора новых методик исследования, а также нащупывания внутренних связей этой темы с глубинными линиями истории русской культуры, точнее — с тем, что в последнее время принято называть историей ментальности.

     Возрастающий интерес к проблемам сознания все больше заставляет современную историю культуры поворачиваться к анализу духовной жизни, к исследованию инвариантных, устойчивых структур сознания, к его глубинным пластам — ментальности, отражающей исторический опыт нации. Именно здесь «отлавливается» та система «автоматизмов» коллективного сознания, его образов и представлений, которая обусловлена культурой, языком, религией, социальной жизнью и которая является регулятором «поведения» или своего рода «бытия-в-мире» того или иного народа. С учетом именно данного направления науки у нас возникли основания решить, что более широкая научная постановка проблемы иконы, точнее — особенностей ее почитания, вполне может стать одним из новых и важных аспектов исследования глубинных свойств массовой религиозности.


Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России.

Изд. Прогресс, 1995 г., 130 Mb, PDF, О КНИГЕ

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика