МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Снегирев И. Лубочные картинки русского народа в московском мире

ОГЛАВЛЕНИЕ

О графическом искусстве в России, особенно в Москве

О содержании и значении лубочных картин

Картинки духовно-религиозного содержания
Из книг Священного Писания
Из отеческих книг, или так называемых отечников, и преданий, символические изображения
Из отреченных книг и народных суеверий
Философического содержания
Юридические
Исторические
Символико-поэтические картинки
Сказки простонародные
Мифические и народные сказки
Богатырские сказки
Житейские сказки
Простонародные притчи, побаски, сатиры и вообще балагурные картинки, или карикатуры

В то самое время, как проявления русской народности в жизни, художестве и письменности составляют предметы разносторонних наблюдений и ученых исследований - не будет излишним и несовременным обозрение Русских, или вернее сказать, Московских лубочных картинок, соединяющих в себе письменность с лицевыми изображениями. Для нашего простолюдья сии политипажи заменяют картинную галлерею, иллюстрации и кипсеки.
Первый труд об оригинальной разновидности русского изобразительного искусства.
Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) - русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, профессор римской словесности и римских древностей Московского университета. Снегирев одним из первых в начал изучать русские пословицы, поговорки, народный быт, обряды, праздники. Результаты его изысканий отражены в уже знакомых посетителям сайта работах Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837-1839), Русские народные пословицы и притчи (1848). Предлагаемая сегодня работа «Лубочные картинки русского народа в московском мире» явялется первым в России научным исследованием о лубочном искусстве. Примечательно, что сам термин «лубок» был введен в оборот именно Снегиревым.
Первое упоминание олубочных картинках относится к началу XVII века, когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал свою склонность своим детям. Лубки называли вначале «фряжскими» - т. е. итальянскими, иноземными, так как техника исполнения была перенята у европейцев. В основе их лежит ксилография, искусство создания гравюр на дереве. Подобно западным образцам, русские народные картинки посвящены были как серъезным - религиозным и политическим - так и развлекательным, «потешным» темам. Наиболее часто встречались среди них эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты. Отделившись от книжной иллюстрации, лубочная картинка появилась впервые в Москве примерно в 40-е годы XVII столетия. Продавцы называли эти народные гравюры, которыми украшали свои жилища горожане или зажиточные крестьяне, «простовиками», определяя тем самым и относительную несложность их исполнения, и круг покупателей. В начале XIX столетия И. Снегирев дал им прозвище «лубки», «лубочные картинки» - то ли потому, что бродячие торговцы носили свой товар в больших лубяных корзинах, то ли потому, что гравюры эти первоначально резали на мягких липовых доках - на лубе. Как бы то ни было, прозвище утвердилось и существует по сей день.


1861, PDF.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика