МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Локтев В. Архитектура барокко от Микеланджело до Гварини. Проблема стиля

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ    8

I часть

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (конец XV-середина XVI в.). 11

1.     Скульптура. 13

Структура конфликта. Диалогическое восприятие. 13

Контрапост и анатомия. 13

Психологическое объяснение контрапоста. Полиизобразительность — полифония. 15

2.    Живопись. 28

Композиционная техника противопоставлений. 28

Лексика архитектурного полифонизма . 30

Полифоническая версия ордера (контрапост и архитектоника). 31

Архитектурный «жест». Архитектурная «поза».   32

Сквозной контрапост (диалогическое развитие темы). 33

3.    Контрапост и поэтика антропоморфизма. Структура архитектурной метафоры.    66

Особая выразительность (скульптурный прототип архитектурного образа).    67

Диапазон новой образности.    68

4.    Полифонический ансамбль (образ-метафора). 88

Многослойный контрапост. Порядок противопоставлений.   89

Политематическая композиция. 90

Объемно-пространственный ордерный контрапост (полифоническое прочтение наследия предшественников).  91

Архитектоника полиизобразительной (полифонической) композиции.   92

Полифония смыслов. Гипотеза метафорического прочтения фрески «Страшный Суд».   92

Конвертируемость композиционных приемов

(Собор Св. Петра — фреска «Распятие Св. Петра»).    94

Эффект сопричастности (композиционная технология художественного переживания).    94

5.       Этапы становления полифонической манеры.    131

6.      «Контрапост жизни».   132

7.      Поэзия. Аналог полифонической (полннзобразительной) выразительности.    135

8.      Композиция поведения.   138

9.      Повод к драматизации мировосприятия

(духовный мир — настрой чувств — «художественная воля» ).   139

10.   Предварительные итоги.    145

II  часть

СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО

(середина XVI—начало XVII в.).    149

1.    Художественная атмосфера.    151

Разнообразие исторических периодизаций стиля.    151

Разброс мнений.    153

2.    Стилевые приметы времени. Распространение барочной манеры. Контуры «фронта искусств»   154

Необходимое условие формообразования.    155

Эстетическая рефлексия стиля.    155

3.    Художественная практика. Композиционный аспект.   158

Маньеризм и его интерпретаторы. 158

Художественная задача, способы решения — композиционные техника и образность. 159

«Классицизирующий академизм». 162

4.      Картина музыкальной жизни.    201

5.      Наследники архитектурного полифонизма Микеланджело. Углубление реформы.   206

Сравнение интонационной и зрительной манеры восприятия.   206

Эмоции, настроение.   206

Импровизация, естественность — расчет.   207

Уточнение к Г. Вёльфлину.   209

К истории базиликального фасада

(проблема, варианты решений Микеланджело, Виньолы, Палладио).    210

Полифонический ансамбль (вилла Альдобрандини). Ансамбль как процесс.    212

Другие мастера барочной манеры (К. Мадерна, Д. Фонтана, К. Райнальди, Пьетро да Кортона).    214

6.      Венецианская школа полифонистов. Художники Тинторетто, Веронезе, Тициан.    222

7.      Микеланджело да Караваджо (1571—1610).    255

8.      Музыкальный стиль Венеции.    272

9.      Театрализация как искусство жизни и композиционная выразительность театрального спектакля.  278

Трагикомическое в архитектуре и изобразительном искусстве. Композиционный аспект.    278

Тематика театрально-изобразительного контрапоста.    279

10.  Проблемы содержания стиля и причина барокко. 284

Поиск идеологической подоплеки стиля . 284

Многообещающий поворот в исследовании — вывод Г. Зедльмайра. 287

От мировоззрения к структурным вопросам изображения.   288

Готическое и барочное мироощущение.   290

Потребность в гармонии и деструктивный фактор.   293

Стилевой поиск гармонии и «внестилевая» эволюция искусства. 294

События «исторического значения».   296

Контрреформация.   296

К истории нестроения.  298

Идеи — жизнеощущение — стиль.   300

Устроение и нестроение духовного мира.   300

От ренессансного мировоззрения к барочному жизнеощущению.   302

Барочная парадигма и барочная форма.   306

11.  Направление стилевой эволюции.    310

III часть

САМООСОЗНАНИЕ БАРОККО. ПОЛНОТА СТИЛЕВОГО ВОПЛОЩЕНИЯ (1620-е-1690-е гг.) ...                 311

О различиях в подходе к барокко.   312

Композиционный метод Высокого барокко.   313

Трактовки и оценки стиля. Ситуация в искусствознании.   313

1.   Л. Бернини (1598-1680), Ф. Борромини (1599-1667).     316

Особенность перехода от ренессансного к барочному художественному видению.     316

Модель пространственного мироощущения.     317

Одновременность «изнутри и снаружи».     318

Поток превращений .     319

Утрированная («неправильная») перспектива.     320

Пульсирующее пространство. Пластический контрапост и непрерывность противопоставления..     321

Сопричастность пространству. 324

Прерывистость пространства и непрерывность пластического выражения движения.      325

Полифоническая структуризация архитектурной формы. Идея «бесконечного развития».    326

Активное пространство барочной площади. Антипод ренессансной глубины.     328

Градостроительный барочный ансамбль. 331

Барочные «интерьеры» города. 331

2.     Гварино Гварини. Завершающая фаза композиционной реформы. Философия стиля. 369

Наследование полифонического опыта предшественников, собственные открытия. 370

Проект ц. S. Anna Reale. Париж. 371

Проект Casale S. Filippo Nerl и др. 372

Вторая композиционная реформа барокко. 373

Востребованность типологических стереотипов Возрождения.     374

Идейное углубление барочного мироощущения и обогащение палитры полифонической

выразительности. 375

Универсальный язык полифонизма. 375

Метафорическая образность. Театрализованная выразительность. 377

Полифонический принцип развития темы. Структура образа-символа. 379

Стилевая проблематика в философских категориях. 380

Архитектурный образ бесконечности. 380

Язык Гварини в системе барочного полифонизма. 383

Теософская концепция архитектуры и идея «согласительного» подхода к противоположностям —

«Placita Philosophica» Г. Гварини.     384

Программный замысел предельно действенной («воинствующей») архитектуры с емкой памятью           —

«Метопа е architettura» . 384

Математическое образное мышление — математическая «темперация» архитектурного языка.

Стереометрия на службе контрапоста.     385

Пространственно-тектонический «бином» в новой редакции полифонизма.     386

Поэтика Гварини.     386

Непрерывность полифонического ряда.     388

«Драматическая светотень».     388

Эстетическая ситуация.     389

Гварини в ретроспективе стиля.     389

3.    Плафонисты и театральные декораторы конца XVII—XVIII в. От Высокого барокко

к «постбарочной» манере.     416

Мастера театрального барокко.     418

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ.     437

КОМПОЗИЦИОННАЯ РЕФОРМА МИКЕЛАНДЖЕЛО (на английском языке).    454

БИБЛИОГРАФИЯ.     475

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.     484


Барокко — один из самых ярких и выразитель-
ных архитектурных стилей — одновременно и
один из самых проблемных и спорных (непрояс-
ненных) в искусствознании. Примечательно, что
при очевидной всеохватности, т.е. проявлении во
всех художественных сферах, его толкования в от-
дельных видах искусства не всегда согласуются
между собой. И эти разночтения настолько при-
вычны, почти хрестоматийны для науки, что их
часто принимают как присущую стилю самобыт-
ность.

Со времени знаменитой работы Г. Вёльфлина
(«Ренессанс и барокко». 1888 г.) барокко — при-
знанный Большой стиль, под стать Ренессансу, го-
тике или античности, хотя сам Вёльфлин в пре-
дисловии уведомляет, что тема его исследова-
ния — «Разложение Ренессанса», что он ставит пе-
ред собой задачу «открыть, по мере возможности,
в одичании и произволе законы, дозволяющие заг-
лянуть в скрытые основы творчества».

В дальнейшем, развивая идеи Вёльфлина и
следуя предложенному им подходу к стилю, его
последователи убежденно заговорили о художест-
венной сопоставимости и даже равноценности Ре-
нессанса и барокко.
Однако рядом и параллельно с признанием
стилевой автономии или состоятельности стиля у
историков и критиков, еще со времени появления
характерных барочных форм, сложилось резко не-
гативное отношение к барокко вплоть до отрица-
ния его художественной ценности.
Барокко иногда считают стилевым безвремень-
ем, периодом шатаний и противоборства несовме-
стимых между собой направлений.
В той или иной мере подобный взгляд на ба-
рокко присутствует в ряде отечественных иссле-
дований искусства XVII в. (Б. Виппер, А. Губер,
А. Дживелегов, В. Лазарев, Е. Ротенберг, М. Сви-
дерская, А. Каплун...) и в восприятии барокко ху-
дожниками т.н. неоклассического направления. В
частности, показательно решительное неприятие
барокко И.В. Жолтовским. Для него это не только
упадок художественного вкуса, но в своей основе
«нездоровое искусство». Определенным неудоб-
ством для такого рода утверждений является то
обстоятельство, что среди художников конца
XVI—XVII вв. — великие мастера, равных кото-
рым трудно найти в другие эпохи.
Помимо случаев эстетического непризнания
существует также не менее решительная идеологи-
ческая оппозиция стилю. Некоторые убежденно
считают барокко стилем «феодальной реакции»
или просто «реакционным стилем», что особенно
типично для исследователей, оценивающих искус-


Москва, Архитектура, 2004г., PDF, 110 Mb, О КНИГЕ

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика