МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Лалетин Д. Культурология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
РАЗДЕЛ I ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ 4
1.1. Культурология в системе гуманитарных наук 4
1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии 6
1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии 10
1.3. Термин «культура» 10
1.4. Проблемы определения культуры 11
1.5. Явления культуры. Культурные объекты 14
1.6. Сущность культуры 14
1.7. Существование и действительность культуры 15
1.7.1. О системности культуры 18
1.7.2. Функции культуры 19
1.7.3. Состав и структура культуры 19
1.7.4. Культура и человек 20
1.7.5. Культура и деятельность 21
1.7.6. Культура и цивилизация 22
1.7.7. Магия (волшебство) 26
1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре 27
1.7.9. Миф в культуре 28
1.7.9.1. Что такое миф? 29
1.7.9.2. Мифология 30
1.7.9.3. Миф и психология 31
1.7.9.4. Функции мифа в обществе 32
1.7.9.5. Миф сегодня
33

Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2.1. Проблема типологии культуры 35
2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
38

Глава 3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
3.1. О морфологии культуры 45
3.2. Субкультура 45
3.3. Массовая и элитарная культура 46
3.3.1. Элитарная культура 47
3.3.2. Массовая культура 49
3.4. Модель культуры 50
3.4.1. Обыденная культура 53
3.4.2. Трансляционная сфера культуры 53
3.4.3. Специализированные сферы культуры 54
3.4.3.1. Хозяйственная культура 54
3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура 54
3.4.3.3. Политическая культура 55
3.4.3.4. Правовая культура 55
3.4.3.5. Научная культура 55
3.4.3.6. Философская культура 55
3.4.3.7. Религиозная культура 56
3.4.3.8. Художественная культура
58

РАЗДЕЛ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1-1. Основные черты первобытной культуры 60
1-2. Динамика первобытной культуры
62

Глава 2. КУЛЬТУРА ПЕРВЫХ ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНОСТИ
2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья) 64
2.2. Культура древнего Египта 67
2.3. Культура Древней Индии 69
2.4. Культура Древнего Китая
70

Глава 3. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
3.1. Что такое античный мир? 72
3.2. Культура античной Греции 73
3.2.1. Эллинизм 76
3.3. Культура античного Рима
80

Глава 4. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
4.1. Понятие средних веков 85
4.2. Общественное устройство 86
4.3. Город и деревня в средневековой Европе 86
4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета 87
4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы 88
4.6. Политическая культура средневековой Европы 88
4.7. Правовая культура в Средние века 89
4.8. Философская и научная культура 90
4.9. Художественная культура 91
4.9.1. Романский стиль 91
4.9.2. Готический стиль 92
4.9.3. Музыка и театр в Средние века 93
4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
93

Глава 5. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
5.1. Термин и понятие Возрождения 95
5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения 95
5.3. Гуманизм 96
5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения 97
5.5. Художественная культура Возрождения 98
5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение) 98
5.5.2. Раннее Возрождение 99
5.5.3. Высокое Возрождение 100
5.5.4. Позднее Возрождение 101
5.5.5. Музыка Возрождения 102
5.6. Северное Возрождение
103

Глава 6. РЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
6.1. Реформация 105
6.2. Протестантизм 106
6.2.1. Протестантская трудовая этика
106

Глава 7. КУЛЬТУРА НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ
7.1. Понятие Нового времени 108
7.2. Хозяйственная культура нового времени 108
7.3. Европейская культура ХVII века 110
7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени 111
7.4.1. Основные особенности 111
7.4.2 Историческое развитие 112
7.4.3. Литература барокко 113
7.4.4. Музыка барокко
113

Глава 8. КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
8.1. Термин и понятие Просвещения 116
8.2. Истоки Просвещения 116
9.3. Менталитет просветителей 117
8.4. Просвещение как общественное движение 118
8.5. Просвещение в политической культуре 118
8.6. Просвещение и религиозная культура 119
8.7. Художественная культура Просвещения 119
8.7.1. Рококо 120
8.7.2. Продолжение традиций классицизма 121
8.7.3. Ампир 122
8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке 123
8.8. Конец Просвещения 124
8.9. Вклад Просвещения в культуру
125

Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ
9.1. Культура победившей буржуазии 127
9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма 127
9.3. Политика и право 128
9.4. Религиозная и философская культура 129
9. 5. Художественная культура 129
9.5.1. Романтизм 130
9.5.3. Натурализм 134
9.5.4. Импрессионизм 135
9.5.5. Постимпрессионизм
136

Глава 10. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в ХХ веке 138
10.2. Научно-техническая революция 139
10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке 141
10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм 141
10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
147

РАЗДЕЛ III ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предыстория 153
1.2. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН 154
1.3. Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры 155
1.4. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
156

Глава 2. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.) 157
2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века) 159
2.2.1. Русская культура XVIII века 159
2.2.2. Русская культура XIX века 161
2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
162

Глава 3. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ 166

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 170

ЛИТЕРАТУРА 172

Указатель 174


Учебное пособие

Рекомендовано УМО по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ГСЭ.Ф.04 — культурология)

Воронеж
ВГПУ

2008

УДК 008(075.8) ББК 71я7 Л20

Рецензенты:
доктор философских наук, зав. кафедрой философии В.П. Фетисов (ВГЛТА);
доктор философских наук, профессор кафедры философии В.Н. Первушина (ВГАСУ)

...подход автора к определению культуры не тривиален. В качестве важнейшей особенности культуры подчеркивается ее сложность, что и порождает серьезные проблемы познания культуры. Отсюда следует вывод о неизбежности плюрализма в конструировании дефиниций культуры. Поэтому учебное пособие получилось в методологическом плане «открытым»...

Доктор философских наук, профессор
В.Н. Первушина

...обоснован тезис о невозможности построения единого универсального определения культуры...
Безусловно полезно в учебном пособии построение модели культуры... Модель охватывает всё многообразие культуры, увязывая сферы и уровни культуры в логически обоснованной и легко обозримой схеме... Наличие такой схемы выгодно отличает рецензируемое пособие и облегчает студентам освоение курса «Культурология».

Доктор философских наук, профессор
В.П. Фетисов

Лалетин Д.А.
Л20 Культурология : учебное пособие / Д.А. Лалетин. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 264 с.
ISBN 978-5-88519-353-5

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стан¬дарту преподавания курса «Культурология». Используется простая модель культуры. Содержит указатель и может быть использовано как справочник.
Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ГСЭ.Ф.04 - культурология).

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту преподавания курса «Культурология». Используется простая модель культуры. Содержит указатель и может быть использовано как справочник.
Предназначено для студентов дневного и заочного отделений, изучающих дисциплину «Культурология».

© Лалетин Д.А. - любезно прислано автором

Предисловие

Изучение курса «Культурология» предусмотрено в общекультурном блоке на первой ступени высшего образования.
Учебное пособие, во-первых, даёт общее теоретическое представление о культуре как явлении и процессе общественной жизни. Для понимания и объяснения феномена культуры используется подход, развиваемый Э.А. Орловой, С.Я. Левит, А.Я. Флиером и др. Он позволяет построить определённый (разумеется, не универсальный и не единственно возможный) вариант модели культуры. Однако полученная модель охватывает всё многообразие культуры, увязывая сферы и уровни культуры в логически обоснованной и легко обозримой схеме. Это выгодно отличает применяемый подход и облегчает студентам понимание теоретических концепций.
Основное внимание уделено, во-вторых, рассмотрению конкретных ступеней развития культуры в истории человечества. Любые теоретические знания не имеют значения, если они не связаны с действительностью культуры, если человек не знает реальной культуры в её развитии и живом содержании. Пособие содержит сведения о конкретных формах социального опыта, базисных ценностях и достижениях культуры в основных культурно-исторических центрах и регионах мира, о достижениях развивающихся там культур, их формах и типах, об особенностях их функционирования и развития. Эти знания позволяют оценивать достижения культуры в историческом контексте их создания.
Отдельный раздел посвящён истории культуры России.
Рекомендуется совместно с данным пособием использовать иллюстрированные учебники и пособия по истории искусств.


PDF + WORD

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика