МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Гура А. Символика животных в славянской народной традиции

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Часть I
Схема описания животных

Часть II
Глава 1. Звери
§ 1. Общая характеристика
§ 2. Волк
§ 3. Медведь
§4. Заяц
§ 5. Куньи и другие пушные звери
5.1. Родство пушных зверей
5. 2. Хтоническая символика
5.3. Женская символика
5. 4. Брачная символика
5. 5. Эротическая символика
5.6. Связь с родами
5.7. Мотивы прядения и ткачества
5.8. Плетение волос и грив
5.9. Функции домового и покровителя скота
5.10. Действия по отношению к скоту
5.11. Птичьи черты
5.12. Психические особенности
5.13. Специфические особенности символики белки
5.14. Выводы
§ 6. Ёж
§ 7. Крот

Глава 2. Гады и насекомые
§ 1. Общая характеристика
§2. Змееподобные
2.1. Змея, змей
2. 1. 1. Мужская и женская символика
2.1. 2. Нечистая, дьявольская природа
2. 1. 3. Хтоническая символика
2.1. 4. Связь с водой и метеорологическими явлениями .
2.1. 5. Змеиный царь
2. 1. 6. Происхождение летающего змея
2.1.7. Виды змей
2. 1. 8. Рождение и живучесть 302
2. 1. 9. Змея и лещина 303
2. 1. 10. Змеиные ноги 305
2. 1. 11. Змея-покровительница 307
2. 1. 12. Акустические характеристики 319
2. 1. 13. Чудесные атрибуты и свойства 321
2. 1. 14. Использование змеи в магических целях 328
2. 1. 15. Змеи в календарных обычаях и поверьях 334
2. 1. 16. Некалендарные обереги и запреты 350
2. 1. 17. Укус и вселение в человека 352
2. 1. 18. Использование в народной медицине 355
2. 1. 19. Змея в приметах 357
2. 1. 20. Выводы 357
2. 2. Ящерица 358
2.3. Угорь, вьюн, минога 369
2.4. Червь, гусеница 372
2. 5. Волосатик 377
§ 3. Лягушка, жаба 380
§ 4. Черепаха 392
§ 5. Улитка, слизень 396
§6. Рак 398
§ 7. Мышь, крыса 403
§ 8. Домашние насекомые-паразиты
(блоха, вошь, клоп, таракан) 416
§ 9. Летающие кусающие насекомые
(муха, овод, комар, мошкара) 436
§ 10. Пчела, шмель, оса 448
§ 11. Бабочка, мотылек 486
§ 12. Божья коровка 492
§ 13. Жуки 500
§ 14. Паук 504
§ 15. Муравей 510
§ 16. Кузнечик, сверчок, медведка, саранча 516
§ 17. Стрекоза 522
§ 18. Прочие насекомые
524

Глава 3. Птицы
§ 1. Общая характеристика 527
§ 2. Нечистые птицы 530
2. 1. Вороны (ворон, ворона, галка, грач) 530
2. 2. Коршун, ястреб 542
2. 3. Сорока 556
§ 3. Ночные птицы (сова, филин, сыч) 568
§ 4. Воробей 586
§5. Удод 598
§6. Летучая мышь 603
§ 7. Орел 610
§ 8. Чистые птицы 612
8.1. Голубь 612
8.2. Ласточка 618
8. 3. Жаворонок 633
8. 4. Соловей 640
8. 5. Клест, дрозд 644
§ 9. Аист, журавль 646
§ 10. Плавающие птицы 667
10.1- Утка, селезень, гагара 667
10. 2. Гусь 670
10. 3. Лебедь 677
§ 11. Сокол 681
§ 12. Кукушка 682
§ 13. Маленькая птичка (королек, крапивник) 709
§ 14. Дятел, желна 711
§ 15. Кулик 715
§16. Куропатка 716
§ 17. Перепелка, тетерев 718
§ 18. Трясогузка 725
§ 19. Коростель 727
§20. Чайка, чибис, пигалица 729
§ 21. Прочие птицы
732

Глава 4. Рыбы
§ 1. Общая характеристика 746
§ 2. Отдельные виды
752

Заключение 759

Принятые сокращения источников 763

Предметно-тематический указатель 822

Список сокращений 909

символика животных в славянской культуре
Гура А. В.
Символика животных в славянской народной традиции. — М.: Издательство «Индрик», 1997. — 912 с. (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования.)
ISBN 5-85759-056-6
Книга посвящена славянским народным представлениям о животном мире как особому фрагменту традиционной картины мира. Предлагается двусторонний подход к описанию животных. На основе широкого сопоставительного анализа материала разных славянских традиций в его разнообразных формах и жанрах (народные верования, фольклорный, обрядовый и языковой материал, изобразительные мотивы, элементы материальной и книжной культуры) устанавливается набор смыслоразличительных признаков животных как особых мифологических персонажей и предлагается модель для возможно болсс полного описания представления о животных. Наряду с классификацией признаков, дающей представление о животном мире в целом, дана «портретная галерея» образов, что позволяет выявить специфические особенности каждого животного и одновременно целых их групп и классов (дикие звери, гады и насекомые, птицы, рыбы). Книга цаписапа на обширном и преимущественно новом материале, полевом и архивном, снабжена подробными библиографическим и предметно-тематическим указателями. Она адресована не только специалистам — этнографам, лингвистам, фольклористам, — но и широкому кругу читателей, интересующихся мифологией и историей народной культуры.

В данной монографии предлагается комплексный подход к описанию животных, который в значительной степени определяется этнолингвистическим направлением всего анализа в целом и подчинен задачам дальнейших типологических и сравнительно-генетических исследований.

14
Широкий сопоставительный анализ материала разных славянских традиций в его разнообразных формах и жанрах позволяет вычленить набор смыслоразличительных признаков животных как особых мифологических персонажей и построить модель для возможно более полного описания представлений о животном мире. Характерные признаки животного выявляются на разных уровнях — языковом (названия животных, табуистиче- ские наименования, имена собственные, эпитеты), морфологическом (внешний облик и состояние, стадия развития, целое или вычлененная часть тела, атрибуты), «социальном» (статус животного, его национальные и т. п. признаки, коррелятивные характеристики, связи и отношения с другими персонажами и объектами, генезис) и акциональном (различные действия животного, их функциональная направленность, взаимодействие с животным, различное использование его как объекта). С признаками, характеризующими деятельность животного, тесно связаны его акустические проявления и речевые характеристики, а также модусы (передвижения, появления), локативные и темпоральные характеристики. Такой набор признаков дает возможность всесторонне воссоздать целый фрагмент картины мира, выявить зоологический код языка культуры, понять его глубинный смысл, функциональное назначение и внутреннюю организацию.
Методологическая значимость такого подхода заключается в том, что он может быть применен для других сфер представлений. Аналогичным образом могут быть описаны такие фрагменты системы мифологических представлений, как человек, т. е. участники обрядов, эпические и сказочные герои, лица, наделенные демоническими свойствами (колдун, ведьма), магическими способностями и знаниями (знахарь, пчеловод, строитель, мельник, кузнец, музыкант и т. п.) или национально-этнической принадлежностью (цыган, еврей, турок), собственно демонологические и другие мифологические персонажи (Бог, Богородица, святые), стихии (огонь, вода и др.), растения, пища, утварь и т. д. Каждому из образов животного мира в народной культуре соответствует свой совокупный инвариантный набор характерных признаков, который соотносится с конкретным набором признаков, засвидетельствованным у данного образа в отдельно взятой локальной традиции. Единый комплекс признаков, накладываемый на отдельные образы животных, позволяет выявить типологические
15
различия и сходства между животными персонажами, выявить специфику каждого из них.
Для полного и всестороннего культурологического анализа данного круга представлений необходим учет всего комплекса форм и жанров традиционной народной культуры. Описание животных с помощью системы смыслоразличительных признаков ставит в один ряд и как бы уравнивает и объединяет в одной плоскости материал разного уровня и характера (поверья, обряды, фольклорный, книжный, языковой, иконографический материал), но каждый из этих источиков привлекается к анализу лишь в той мере, в какой он необходим для раскрытия мифологической символики.
Изучаемый предмет рассмотривается в монографии с двух сторон: наряду с классификацией признаков, дающей представление о животном мире в целом, дается анализ отдельных конкретных образов животных. Это дает возможность выявить специфические особенности каждого отдельного образа и одновременно целых групп и классов животных, позволяет определить место отдельного животного в общей структуре.
В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как образы мифологической картины мира, а значит, как особая разновидность мифологических (в широком смысле слова) персонажей, к которым наряду с животными относится целый ряд других существ: демоны, стихии, болезни и сами люди как образы народных поверий, обрядовые или фольклорные персонажи. В традиционной народной культуре животные фигурируют как особые персонажи, но наряду с этим они являются и объектом различного акционального использования, что объединяет их с широким кругом неодушевленных предметных образов. Различные элементы системы мифологических представлений (животные, люди, демоны, стихии, небесные тела и светила, растения, пища, утварь и т. п.) тесно соприкасаются друг с другом. Каждый из этих элементов как объект структурного описания частично пересекается с другими. Например, к человеку как предмету такого анализа придется отнести колдунов и ведьм, которые являются одновременно и демонологическими персонажами; описание стихий затронет случаи их зооморфизации, антропоморфизации и демонологизации (например, красный петух как образ огня, поверье о том, что огонь ходит

16
по земле в образе человека, а когда-то в прошлом был теленком, представление о ветре как змеё, как старике в изорванной шапке или как демоническом существе Мелюзине); в описание пищи будут включены предметы утвари (сказочный суп из топора) и животные в качестве блюд (например печеные воробьи как ритуальное кушанье). Подобно этому, и сфера представлений о животном мире частично накладывается на другие, смежные с ней сферы и включает элементы из других систем представлений, обнаруживающие в той или иной мере связь с животным миром. Это находит отражение и в схеме описания животных: сюда отчасти попадают и лица (люди и демоны), и стихии, и растения, и еда.
Особо следует сказать о демонологических персонажах, частично вовлекаемых в сферу нашего исследования. Это, прежде всего, животные-оборотни, такие, как «волколак», черт в облике зайца, жаба как обращенная ведьма и т. п. В аспекте нашего исследования с формальной точки зрения это животные, наделенные демоническими свойствами: они способны менять облик и превращаться в человека или демона (человеком становится волк-оборотень по истечении срока заклятия, ведьма-жаба возвращает себе человеческий облик, змея превращается в «вилу»), они могут происходить от человека или демонического существа в результате оборотничества (волколак — от колдуна, принявшего звериный облик, сойка — обратившаяся в птицу смерть и т. д.). Такого рода превращения стоят в одном ряду с другими превращениями или видами происхождения животных: с превращением животного в человека (например в поверьях об аистах, зимующих за морем в человеческом облике), с превращением животного в стихию, в другое животное, а также с происхождением животного из растения, вещества или одного животного из другого.
Строго говоря, между мифологическими и животными персонажами вообще далеко не всегда возможно провести четкую грань, особенно в тех случаях, когда в сходных функциях выступают демон в зооморфной ипостаси и животное, за которым закреплен особый термин, отражающий те или иные его демонические признаки, например птичка btqd у поляков, заманивающая человека в лесную чащу, чтобы он там заблудился, кикимора 'летучая мышь’ у русских, змија чуваркућа 'домовая змея’ у сербов. Ярким примером может служить образ ласки, которая наделяется рядом свойств, характерных также для различных демонических
17
и, шире, мифологических существ: она покровительствует скоту, совершает действия, аналогичные действиям домового, русалки и других демонов: щекочет, лижет, дует, сосет, плетет и т. д. Кроме того, с домовым как демонологическим персонажем ее роднит и особое наименование домовик, свойственное ей в говорах Полесья. Как демонологический персонаж и одновременно как фантастическое животное может рассматриваться летающий змей, нередко отличающийся внешне от обычной змеи лишь наличием крыльев, лужицкая выдра (hudra), имеющая облик обольстительной девы, белорусскаярасамаха — полузверь-получеловек.

.

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика