МЕТОДИКИ
Опросники
     
   

Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предуведомленье. Текст повествования в контексте игры (Д. Сильвестров)............................... 9

HOMO LUDENS. Опыт определения игрового элемента культуры
Предисловие -- введение
............................... 19

I. Природа и значение игры как явления культуры ......... 21
Игра как изначальное понятие и функция, которая исполнена смысла. --
Биологические основы игры. -- Неудовлетворительные объяснения. -- "Шуточность"
игры. -- Играть значит быть причастным области духа. -- Игра как некая величина
в культуре. -- Культура "sub specie ludi". -- Игра это чрезвычайно
самостоятельная категория. -- Игра располагается вне других категорий. -- Игра и
красота. -- Игра как свободное действие. -- "Просто" игра. -- Необусловленность
игры посторонними интересами. -- Игра ограничена местом и временем. -- Игровое
пространство. -- Игра устанавливает порядок. - Напряжение. -- Правила игры
бесспорны и обязательны. -- Группирующая сила игры. -- Отстранение обыденной
жизни. -- Борьба и показ. -- Священная игра воплощает показываемое. -- Она
поддерживает мировой порядок через его представление. -- Мнение Фробениуса о
культовых играх. -- Путь от "встревоженности" к священной игре. -- Недостаток
объяснений Фробениуса. -- Игра и священнодействие. -- Платон именует
священнодействие игрою. -- Освященное место и игровое пространство. -- Праздник.
-- Освященное действие формально совпадает с игрою. -- Настроение игры и
освящение. -- Степень серьезности в сакральных действиях. -- Неустойчивое
равновесие между освящением и игрою. -- Верования и игра. -- Детская вера и вера
дикарей. -- Разыгрываемая метаморфоза. -- Сфера примитивных верований. -- Игра и
мистерия.

II. Концепция и выражение понятия игры в языке .......... 45
Понятия об игре в разных языках не равноценны. -- Общее понятие игры осознается
достаточно поздно. -- Понятие игры распределяется иногда, между несколькими
словами. -- Слова для обозначения игры в греческом. -- Состязание это тоже игра.
-- Слова для обозначения игры в санскрите. -- Слова для обозначения игры в
китайском. -- Слова для обозначения игры в блэкфуте. -- Различия в ограничении
понятия игры.
-- Выражение состояния игры в японском. -- Японское отношение к жизни в игровой
форме. -- Семитские языки. -- Латынь и романские языки. -- Германские языки. --
Расширение и растворение понятия игры. -- Plegen и to play. -- Plegen, plechtig,
plicht, pledge. -- Игра и единоборство. -- Смертельная игра. -- Игра и танец
жертвоприношения. -- Игра в значении музыкальном. -- Игра в значении
эротическом. -- Слово и понятие "серьезность". -- Серьезность как понятие
дополнительное. -- Игра это понятие первозданное и позитивное.

III. Игра и состязание как культуросозидающая функция .... 60
Культура как игра, а не культура, появившаяся из игры. -- Лишь совместная игра
плодотворна в культуре. -- Антитетический характер игры. -- Культурная ценность
игры. -- Серьезное состязание также остается игрою. -- Главное это сама победа.
-- Прямая жажда власти не является здесь мотивом. -- Приз, ставка, выигрыш. --
Риск, случай, дари. -- Победа посредством обмана. -- Битье об заклад, сделки на
срок, страхование. -- Антитетическое устройство архаического общества. -- Культ
и состязание. -- Древнекитайские праздники по времени года. -- Агональная
структура китайской цивилизации. -- Победа в игре определяет ход природных
явлений. -- Сакральное значение игры в кости. -- Потлатч. -- Состязание в
уничтожении собственного имущества. -- По-тлатч это битва за честь. --
Социологические основы потлатча. -- Потлатч это игра. -- Игра ради славы и
чести. -- Кула. -- Честь и добродетель. -- Архаическое понятие добродетели. --
Добродетель и качества благородства. -- Турниры хулителей. -- Престиж путем
показа богатства. -- Древнеарабские состязания чести. -- Mofakhara. -- Monafara.
-- Греческое и древнегерманское состязание а хуле. -- "Тяжба мужей". -- Gelp и
gab. -- Gaber как совместная игра. -- Агональный период по воззрениям
Буркхардта. -- Точка зрения Эренберга. -- Греческий агон в свете данных
этнологии. -- Римские ludi. -- Значение агона. -- От состязательных игр к
культуре. -- Ослабление агональной функции. -- В игровом качестве заложено
объяснение.

IV. Игра и правосудие .................................. 85
Судопроизводство как состязание. -- Суд и игровое пространство. -- Правосудие и
спорт. -- Правосудие, оракул, азартная игра. -- Выпавший жребий. -- Весы
правосудия. -- Дике. -- Жребий и шанс. -- Божий суд. -- Состязание как правовой
спор. -- Состязание ради невесты. -- Отправление правосудия и спор об заклад. --
Суд как словесный поединок. -- Барабанное состязание у эскимосов. --
Судоговорение в форме игры. -- Состязание в хуле и защитительная речь. --
Древние формы защитительной речи. -- Ее неоспоримо игровой характер.

V. Игра и ратное дело ................................. 95
Упорядоченная борьба это игра. -- До какой степени война это агональная функция?
-- Архаическая война это преимущественно состязание. -- Поединок до или во время
сражения. -- Королевский поединок. -- Судебный поединок. -- Обычная дуэль. --
Дуэль это также агональное правовое решение. -- Архаические войны имеют
сакральный и агональный характер. -- Облагораживание войны. -- Война как
состязание. -- Вопросы чести. -- Любезность по отношению к неприятелю. --
Договоренность о битве. -- Point d'honneur и стратегические интересы. --
Церемониал и тактика. -- Ограничения сломлены. -- Игровой элемент в
международном праве. -- Представления о героической жизни. -- Рыцарство. --
Раскин на тропе войны. -- Культурная ценность рыцарского идеала. -- Рыцарство
как игра.

VI. Игра и мудрствование ............................... 110
Состязание в мудрости. -- Знание священных вещей. -- Состязание в отгадывании
загадок. -- Космогонические загадки. -- Священная мудрость как искусная штучка.
-- Загадка и урожай. -- Смертельная загадка. -- Состязание в вопросах со ставкой
на жизнь или смерть. -- Способ разгадывания. -- Забава и сакральное учение. --
Александр и гимнософисты. -- Диспут. -- Вопросы царя Менандра. -- Состязание в
загадках и катехизис. -- Вопросы императора Фридриха II. -- Игра в загадки и
философия. -- Загадки как манера раннего мудрствования. -- Миф и мудрствование.
-- Космос как борьба. -- Мировой процесс как судебная тяжба.

VII. Игра и поэзия ............................... 121
Сфера поэзии. -- Витальная функция поэзии в сфере культуры. -- Vates. -- Поэзия
рождена в игре. -- Социальная поэтическая игра. -- Инга-фука. -- Пантун. --
Хайку. -- Формы поэтических состязаний. -- Cours d'amour. -- Задачи в
поэтической форме. -- Импровизация. -- Система знаний в виде стихов. -- Правовые
тексты в стихах. -- Поэзия и право. -- Поэтическое содержание мифа. -- Может ли
миф быть серьезным? -- Миф выражает игровую фазу культуры. -- Игровой тон
Младшей Эдды. -- Все поэтические формы суть игровые. -- Поэтические мотивы и
игровые мотивы. -- Поэтические упражнения как состязание. -- Поэтический язык
это язык игры. -- Язык поэтических образов и игра. -- Поэтические темноты. --
Лирика темна по природе.

VIII. Функция воображения ............................ 135
Персонификация. -- Праисполин. -- Происходит ли персонификация когда-либо
всерьез! -- Схоластическая аллегория или примитивная концепция! -- Абстрактные
фигуры. -- Бедность у св. Франциска. -- Идейная ценность средневековых
аллегорий. -- Персонификация как свойство, имеющее всеобщий характер. -- Люди и
боги в обличье животных. -- Элементы поэзии как игровые функции. -- Лирическое
преувеличение. -- Выход за любые пределы. -- Драма как игра. -- Агональные
истоки драмы. -- Дионисийское настроение.

IX. Игровые формы философии .......................... 144
Софист. -- Софист и чудодей. -- Его значение для эллинской культуры. -- Софизм
это игра. -- Софизм и загадка. -- Истоки философского диалога. -- Философы и
софисты. -- Философия это юношеская игра. -- Софисты и риторы. -- Темы риторики.
-- Ученый спор. -- Средневековые диспуты. -- Придворная академия Карла Великого.
-- Школы XII в. -- Абеляр как мастер риторики. -- Игровая форма учебного дела.
-- Век чернильных баталий.

X. Игровые формы искусства ........................... 154
Музыка и игра. -- Игровой характер музыки. -- Восприятие музыки у Платона и
Аристотеля. -- Оценка музыки несостоятельна. -- Музыка как высокое отдохновение.
-- Аристотель о роде и ценности музыки. -- Подражательный характер музыки. --
Оценка музыки. -- Социальная функция музыки. -- Состязательный элемент в музыке.
-- Танец это игра в чистом виде. -- Мусические и пластические искусства. --
Ограничения в изобразительном искусстве. -- Для игрового фактора остается не
много места. -- Сакральные качества произведения искусства. -- Спонтанная
потребность украшать. -- Игровые черты в произведении искусства. -- Фактор
состязательности в изобразительном искусстве. -- Кунштюк как литературный мотив.
-- Дедал. -- Состязание в искусности и загадка. -- Художественные состязания в
реальной жизни. -- Соревнование в изобразительном искусстве. -- Польза или игра!

XI. Культуры и эпохи sub specie ludi ..................... 168
Игровой фактор в позднейших культурах. -- Характер римской культуры. --
Архаический элемент римской цивилизации. -- Римское государство держится на
примитивных основаниях. -- Черты вялости в культуре Римской империи. -- Идея
Римской империи. -- Хлеба и зрелищ! -- Public spirit или дух потлатча? --
Отголоски игрового фактора античных времен. -- Игровой элемент средневековой
культуры. -- Игровой элемент культуры Ренессанса. -- Тон Ренессанса. --
Гуманисты. -- Игровое содержание Барокко. -- Облик одежды XVII в. -- Парик. --
Пудра, локоны и ленты. -- Рококо. -- Игровой фактор в политике XVIII в. -- Дух
XVIII в. -- Искусство XVIII в. -- Игровое содержание музыки. -- Романтизм и
сентиментализм. -- Романтизм родился в игре. -- Степень серьезности исповедуемых
жизненных идеалов. -- Сентиментализм это
серьезность, но и игра. -- Серьезность доминирует в XIX в. -- Игровой элемент
убывает. -- Облик одежды XIX в. -- Женский костюм. -- Серьезность XIX в.

XII. Игровой элемент современной культуры ............... 186
Современное это понятие растяжимое. -- Спорт. -- Организованный спорт. -- Спорт
покидает сферу игры. -- Неатлетические игры как спорт. -- Бридж. -- Деловая
жизнь приобретает некоторые игровые черты. -- Рекорд и конкуренция. -- Игровой
элемент современного искусства. -- Возросшая оценка искусства. -- Потери и
завоевания игрового фактора в искусстве. -- Игровое содержание современной
науки. -- Игровые склонности науки. -- Игровое содержание общественной и
политической жизни. -- Пуэрилизм. -- Подростковый дух во весь голос заявляет о
первенстве. -- Пуэрилизм не равносилен игре. -- Игровое содержание политики. --
Игровые обычаи парламентской деятельности. -- Международная политика. --
Международное право и правила игры. -- Фактор состязательности в современных
войнах. -- Видимая утрата игрового элемента. -- Является ли война игрою? --
Игровой элемент необходим. -- Всели человеческое это игра! -- Критерий
нравственного суждения, -- Конец.

Примечания ............................................. 203

Комментарии

Комментарии (Дмитрий Харитонович)........................ 345

Книга продолжает издание избранных произведений выдающегося нидерландского
историка и культуролога. Классическая работа Homo ludens - Человек играющий
посвящена всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в
человеческой цивилизации. Статьи Задачи истории культуры, Об исторических
жизненных идеалах. Политическое и военное значение рыцарских идей в позднем
Средневековье. Проблема Ренессанса всесторонне рассматривают актуальные до сих
пор философские и методологические вопросы в сфере истории и культорологии.
раскрывают теоретические и нравственные основы подхода И. Хейзинги к истории и
культуре Публикуемые произведения, с их анализом фундаментальных проблем теории
и истории культуры, отмечены высокой научной ценностью, ясностью и
убедительностью изложения, яркостью и разнообразием фактического материала,
широтой охвата, несомненными художественными достоинствами.
Издание осуществляется при финансовой поддержке фонда "Nederiands Literatir
Productie- en Vertalingenfonds"
ББК 63. (0)
ISBN 5-89493-010-3
© Прогресс -- Традиция, 1997
© Д. Сильвестров, составление,
перевод, вступительная статья, 1997 © Д. Харитонович, комментарии, 1997

HOMO LUDENS
ARTIKELEN OVER DE CULTUURGESCHIEDENIS
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Составитель, переводчик и автор вступительной статьи Д. В. Сильвестров
Научный комментарий Д. Э. Харитоновича

ПРОГРЕСС ТРАДИЦИЯ
Москва 1997

ББК 63. (0) Х35
Редактор А. И. Иоффе

 
 


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика